Формирование темповой организации высказывания

Страница 2

Для решения этих задач предусматривается использование различных игровых упражнений, содержанием которых были следующие задания:

• определить темп произнесения фразы (темп прочтения рассказа, стихотворения) поднятием флажка;

• определить на всем протяжении рассказа (стихотворения), как изменяется темп его произнесения (подать сигнал флажком);

• привести примеры, когда необходимо говорить быстро (при чтении скороговорок, когда люди очень спешат и т. д.);

• привести примеры, когда нужно говорить медленно (например, когда что-либо объясняешь, когда загадываешь загадку и т. д.);

• определить подходящий для высказывания темп речи;

• заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, затем в быстром темпе;

• произнести по сигналу логопеда фразу в заданном темпе (быстром, медленном, нормальном);

• разучивание и чтение вслух стихотворений, содержание которых требует замедления или ускорения темпа;

• моделирование ситуаций, требующих быстрой (медленной) речи — например, объявление диктора на вокзале о прибытии поезда; разговор с маленьким ребенком и т. д.

Приведем в качестве примера несколько игровых упражнений и заданий, которые могут быть использованы в работе по развитию восприятия и воспроизведения темпа речи.

“Угадай, как надо делать”. Логопед произносит одну и ту же фразу несколько раз в разном темпе:

“Мелет мельница зерно”. Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит логопед. Затем в игру вводятся другие фразы, например: “Мы с Антошкой едем по дорожке”, “Ветерок играет с листочками” и т. д.

“Дождик”. Логопед читает стихотворение:

Капля раз, капля два, Капля медленно сперва: Кап, кап, кап.

Стали капли поспевать, Капля каплю подгонять: Кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Кап, кап, кап.

Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с логопедом проговаривают слова стихотворения.

“Дятел”. Логопед произносит двустишие несколько раз в разном темпе:

Дятел дерево долбит, На весь лес он стучит.

Детям предлагается произносить слова “тук-тук, тук-тук” в том же темпе, в котором было произнесено двустишие. Далее дети произносят данное двустишие в разном темпе, в зависимости от просьбы логопеда.

Вывод: формирование просодической стороны речи на 1 подготовительном этапе включает следующие направления коррекционной работы:

1.Работа над речевым дыханием.

2.Работа над голосом.

3.Формирование ритмической организации речи.

4. Формирование темповой организации речи.

На следующих этапах эта работа продолжается на стадии автоматизации.

2 этап.

Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

В задачи этого этапа входит:

- показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства;

- познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.

Логопедическая работа проводится в определенной последовательности и осуществляется в 5 направлениях:

1

2

3

4

5

Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Знакомство с повествовательной интонацией.

Знакомство с вопросительной интонацией.

Знакомство с восклицател. интонацией

Дифференциация интонационной

структуры предложений в импрессивной речи.

Формирование общих представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Этапы разработки УМК
Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке: · Определение тем согласно требованиям ГОС ВПО и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану. · Разработка образовательного стандарта дисциплины. · Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекци ...

Субъекты культурно-досуговой деятельности
По субъекту организации классификация форм культурно-досуговой деятельности может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежат детям. Основным субъектом социально ...

Из истории проблемы контроля знаний учащихся
История отечественного образования берет свое начало со времен средневековья. Уже в IX - X вв. в Киевской Руси и Древнем Новгороде приобретение элементарных знаний по чтению, письму и счету было доступно лицам разных сословий. Эти знания передавали из поколения в поколение в устной форме и через «п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru