Однако экономика, социология, социальная психология; история и философия истории, культурная антропология (этнография) прочно вошли в круг антропологических оснований педагогики.
3. Свободно-гуманистицеекое направление (К.Н. Вентцель. В. Буткевич, И. И. Горбунов-Посадов, С. Н. Дурылин и другие) главный акцент делало на создании условий самопроизвольного развития, без насилия взрослых, доброго ребенка, достигающего самоактуализации и осуществлнющего самореализацию в результате свободной творческой работы над своим собственным самовоспитанием.
Призыв Константина Николаевича Вентцеля (1857-1947) «обратить внимание на внутреннего человека, формирующегося в ребенке», означал в его трактовке создание Культа Ребенка - свободно развивающегося во всех направлениях человека, уважаемого «во всех возрастах его жизни, начиная с момента его рождения». В основе педагогической теории Вентцеля находится разработанное им философское учение о человеке, включенном в социальную среду и космос, где центральной фигурой является познающий субъект - человек. Поэтому целью воспитания является, по словам Вентцеля, «живой человек», т.е. «человек, у которого свободны ум, чувство и воля; человек, представляющий из себя гармоничное целоё; человек естественный и нравственный»; человек, у которого с развитием собственной индивидуальности развиваются общественные чувства.
В основу теории Вентцель положил идею - сколько детей, столько и систем воспитания, а воспитание понимается как спонтанный и организованный процесс самотворчества личности и усвоения ею этических законов. Самотворчество ребенка предполагает и включает в себя развитие как самосовершенствование его природы и индивидуальности, осуществляемое в процессе проживания жизни, и усвоение опыта человечества - обучение. Следовательно, цель воспитания заключается, во-первых, в приближении ребенка к образцу идеальной личности; во-вторых, в реализации заложенных природой способностей. Поэтому особенности воспитания, его методы, приемы, по мнению Вентцеля, должны определяться индивидуальностью каждого конкретного ребенка, для чего необходимо систематически изучать детскую природу. Для педагога, считал Вентцель, на первом плане должна находиться душа ребенка, развитие каждой личности, а не урок, не достижение внешнего результата. Задача педагога – помочь ребенку самостоятельно творческим путем дойти до раскрытия законов нравственности, истины, красоты, помочь формированию самобытной индивидуальности ребенка. Это возможно при систематическом наблюдении, изучении человека воспитуемого. Все эти идеи
привлекли многих педагогов, однако справедливо отмечалась надуманность и даже опасность для развивающиеся личности призывов Вентцеля и его сторонников к педагогам оставить ребенка один на один с его проблемами, по сути, самоустранившись от оказания ему совершенно необходимой поддержки.
4. Духовно-гуманисrпическое направление (К.П. Победоносцев, А.Й. Анастасиев, М:И. Демков, В.В. Зеньковский и др.) подчеркивало особую важность формирования духовно-религиозной направленноети личности учащегося, что способствовало усвоению им через православие общечеловеческих гуманистических ценностей истины, добра и красоты.
Статьи по педагогике:
Самопознание в выборе профессии
Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно ...
Дошкольное образование в Великобритании
Ключевым тут является слово «дошкольная». Основной функцией британских дошкольных учреждений является подготовка к школе. Они и называются школами. И если французскую материнскую школу можно назвать детским садом, английское заведение для малышей – это именно школа. Дошкольные группы часто организу ...
Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические. Каждая группа несет свои функциональные отличия и дидактическую нагрузку. Кроме того, существуют четкие, выработанной практико ...