5.Степень самоуважения: как относится человек к себе в целом принимает себя таким, какой он есть, или отвергает.
А.В. Мудрик выделяет три проявления «образа Я»:
«наличное Я» — каким человек видит себя в данный момент, как человек кажется себе в действительности;
«желаемое Я» — каким человек хотел бы себя видеть;
«представляемое Я» — те «образы», «маски», которые человек демонстрирует или хотел бы показать окружающим его людям.
Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
«Положительная Я-концепция определяется тремя факторами:
•твердой убежденностью в импонировании другим людям;
•уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности;
•чувством собственной значимости».
В концепции «Я» большое место занимает проблема морально
выбора как критерий нравственности и зрелости личности. Человеческое «Я» формируется в общении, и личность практически всегда выбирает в своих действиях и поступках между тем, что значимо для нее, и тем, что значимо для других. Американские психологи Ф. Зимбардо и С. Милгрэм провели эксперимент, в ходе которого было доказано, что «действие, не вытекающее из собственных мотивов лица, уже не отражается на его «образе Я» и поэтому не влияет на его представления о себе». Иными словами, действия по приказу как бы снимают с личности нравственные обязательства и ответственность. Однако это чисто внешняя позиция личности, в действительности в подавляющем большинстве даже в таких ситуациях у личности есть возможность выбора. Упоминавшийся уже нами В. Франкл в своей книге приходит к такому выводу: «Человек решает за себя: любое решение есть решение за себя, а решение за себя — всегда формирование себя . решение сегодня есть потребность завтра». Согласен с ним и отечественный исследователь А.Г. Асмолов: «Подобная ситуация может возникнуть как при наличии внешних или внутренних преград на пути деятельности, так и в процессе постановки личностью тех или иных сверхзадач. В такого рода ситуациях личность проявляет свою активность, инициативность, которая находит свое выражение в творческом преобразовании в самой ситуации, в саморазвитии личности как субъекта деятельности».
Я-концепция — система представлений человека о самом себе, на основе которой он взаимодействует с другими людьми. Она для каждого человека уникальна. Однако может быть установлено пять критериев, по которым люди отличаются друг от друга:
1)степень интеграции личности;
2)уровень осознания;
3)стабильность;
4)самооценка (уровень собственного достоинства);
5)степень соответствия Я-концепции тем представлениям о данном индивиде, которые он встречает в коллективах и группах, и тем отношениям к нему, которые имеют место в данных коллективах (отраженное «Я») (В.Ф. Сержантов).
Субъективное «Я» (Я-концепция) — это центральный компонент личностной интеграции, и, как считает большинство психологов и социологов в последнее время, субъективное «Я» — образование социогенное.
Система идеалов — второй компонент личностной интеграции. Он образуется на основании усвоения аксиологического знания и индивидуального жизненного опыта. Система идеалов — это индивидуальная модификация функционирующих в обществе систем ценностей.
Статьи по педагогике:
Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...
Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также спе ...
Женское воспитание и образование при Екатерине II
Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, з ...