Я-концепция в структуре личности

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Я-концепция в структуре личности

Страница 5

Третий компонент личностной интеграции — отраженное «Я», складывающееся из представлений о том, как видят нас другие люди; как они оценивают наш внешний вид, поведение, деятельность; реак­ций на эти оценки (раздумье, удовлетворение, стыд, чувство вины и т.д.).

Отраженное «Я» — это социально опосредованная информация о по ведении индивида, которую он получает, наблюдая реакции других люде на его собственные действия и поступки. Через посредство отраженного «Я», с одной стороны, осуществляется общественный контроль поведением личности, а с другой — индивид приспосабливает свое поведение к социальным коллективам и обеспечивает реализации своих собственных целей. Не придавать значения отношению к тебе другого человека можно — для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты, но трудно убежать от самого себя.

С возрастом происходит развитие потребностей развивающейся, личности. Именно в них и через них проявляется человек и соответственно преломляется его Я-концепция. В свою очередь, и она служит для них значимой обратной связью. В отличие от ситуативных Я-образов (каким индивид видит, ощущает себя в каждый данный момент) Я-концепция создает у человека ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.

Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Всякая установка — это эмоционально окрашенное убеждение, связанная с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекс установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с «образом Я», являются очень сильными и устойчивыми.

Так выглядит в общих чертах диалектика становления и проявления противоречивых, всегда не завершенных представлений о собственном «Я» — Я-концепции с ее интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим компонентами.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по педагогике:

Шкала пересчёта первичных баллов в отметки
Задания экзаменационной работы оцениваются разным количеством баллов в зависимости от типа и трудности. Правильное выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл, за выполнение заданий с развёрнутым ответом можно получить от 0 до 2 баллов в зависимости от полноты и пра ...

Воспитание и обучение в Греции
О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление. Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами ...

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru