Возрастная периодизация

Страница 7

Различные признаки кризиса обусловлены влиянием ряда факторов, причем определить, какой важнее, трудно, а иногда просто невозможно. Такими факторами являются биологическая перестройка организма, процесс социализации и другие, например болезнь. Преодоление кризиса означает продвижение развития вперед, на более высокий уровень в следующий биологический и психологический возраст.

Для обозначения психических возрастных феноменов в специальной литературе используются разные термины: новообразование, возрастные функции и др. Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от­дельные возрасты.

Особенности течения I возрастного криза (2—4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.

Негативизм — такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».

Упрямство — такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).

Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.

Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, — еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.

Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6—7 лет) — период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) — совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность — учебная.

Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).

Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при­ходится на возраст 11—20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».

В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11—15 лет) и позитивную (16—20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки. Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная — Е. Е.Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза — Л.С. Выготский).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...

Пути интеграции медико-биологического образования
В настоящее время состояние здоровья нации, а тем более подрастающего поколения катастрофическое. Приведем здесь лишь некоторые данные заболеваемости детей в начале обучения в первом классе: до 30 % первоклассников имеют речевые нарушения; у 15-20 % - нарушения нервно-психической сферы; у 30 % имею ...

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru