Усвоение моральных норм в подростковом возрасте происходит в результате следующих трех процессов:
•из желания завоевать хорошее отношение или избежать осуждения;
•на основании стремления к идентификации с принятым образцом;
•из желания соответствовать имеющимся у подростка собственным ценностям, которые к этому возрасту уже усваиваются из окружающей среды и становятся внутренними.
У подростка необходимо формировать социально ценностные установки, предупреждать отклонения в поведении и нравственном развитии, создавать ситуации успеха в различных видах деятельности для поднятия веры в себя и в свои силы.
Современные подростки, с одной стороны, более открыты, самостоятельны, независимы, острее реагирующие на попытки давления, на них и ущемления их прав, с другой стороны, более прагматичны, агрессивны, несдержанны в словах и поступках, с размытой системой духовных, нравственных ценностей, что нередко толкает их на асоциальные действия и поступки!
Значительные изменения претерпевает положение школьника-подростка в семье. К началу подросткового возраста у детей на основе их предшествующего развития формируется ряд новых психологических возможностей, которые позволяют окружающим предъявлять к ним в этом возрасте более высокие требования и признавать за ними значительно большие права, и прежде всего, право на самостоятельность. К началу подросткового возраста дети обладают уже достаточно развитым чувством долга и ответственности, они способны довольно длительно осуществлять организованное поведение, направленное на достижение определенной, сознательно принятой цели. В этот период взрослые уже могут «положиться» на ребенка. В связи с этим подростка уже перестают считать в семье «маленьким»: от него требуют реальной помощи по хозяйству, ответственности за порученные дела и постоянные бытовые обязанности, с ним начинают советоваться; некоторые подростки, особенно к концу среднего школьного возраста, становятся даже опорой и поддержкой для близких.
Вхождение подростка в культуру обусловлено его возрастными особенностями. Как уже отмечалось выше, углубляется автономность культурного саморазвития на фоне более интенсивных процессов самоопределения и самовыражения. Идет интенсивный этап взросления. Без культурных практик, без сознательной культурной деятельности в этой сфере у человека не сможет сформироваться ни индивидуальность, ни личность.
Именно на этом этапе, как отмечает Н.Б. Крылова, культурная деятельность тесно связана с подростковой и молодежной субкультурой, которая часто не имеет национальных границ и развивается в оппозиции к субкультурам взрослых, имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведет определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида, чувство групповой общности и солидарности, характерную манеру поведения, ритуалы общения, нередко специфический сленг. Многое в подростковых и молодежных субкультурах носит конфронтационный и, нередко, эпатажный характер. Взрослыми она воспринимается как контркультура.
Разговор о Сложнейшем периоде развития человека можно закончить словами Мефистофеля из «Фауста» И:В. Гёте:
Разлившиеся реки входят в русло.
Тебе перебеситься суждено.
В конце концов, как ни бродило б сусло,
В итоге получается вино.
Статьи по педагогике:
Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...
Формы и методы развития социальной компетентности у подростков
Работа по развитию социальной компетентности подростков в школе ориентирована на личностно-деятельностный и диалогический подход. Личностно-деятельностный подход характеризуется необходимостью приобретения самой личностью знания в социальном контексте. Для реализации данного подхода в работе по раз ...
Методы развития творческого воображения у детей с нарушением слуха на
занятиях изобразительной деятельностью
Именно с феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, ...