Психология и педагогика подросткового возраста

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика подросткового возраста

Страница 2

Для подростков главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. В группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. Одновременно с этим, для того чтобы добиться признания группы, необходимо быть в чем-то лучшим (положим, подросток вступил в какой-то «крутой» клуб или пришел в сверхмодной одежде). После того, как подросток вошел в группу, он включается в постоянное соревнование — кто «круче». Хорошо, если личные качества, черты характера, умение дружить, манера поведения являются важными факторами успеха среди группы сверстников. Возможна ситуация, когда в группе ценятся в первую очередь проявления рискованного асоциального поведения. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, быстро отходят на задний план — над ними доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой. У части подростков формируется так называемое со-зависимое поведение. Это один из способов, с помощью которого подростки стараются добиться внимания сверстников — культивировать в себе качества, которые вызывают восхищение и зависть других, и овладеть такими социальными навыками, которые способны гарантировать одобрение со стороны товарищей.

Определяющей все поведение подростка становится потребность в самоутверждении, которую он пытается удовлетворить любыми допустимыми и недопустимыми средствами: хорошей учебой, общественной активностью, физическим развитием или клоунадой, демонстративным или асоциальным поведением, внешним видом, вредными привычками: курением, наркотиками, алкоголем — реакция компенсации и гиперкомпенсации.

Большое место в самоосознании подростка начинает занимать внешний вид, поэтому учителям и родителям нужно знать, какие аспекты самосознания чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта): рост, кожа, избыточный вес и др.

Ярко проявляются в этот период всевозможные увлечения и хобби. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской и женский взгляд на мир. Активно начинает развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план.

Для психики подростка характерны внутренние противоречия, не определенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Многие специалисты считают этот возраст возрастом катастроф, возрастом тревог, возрастом одинаково трудным и сложным для всех, кто окружает подростка, и в большей степени для самого подростка, который часто не до конца понимает происходящие в нем процессы и изменения и не может адекватно на них реагировать. Эта напряженность и конфликтность тем острее, чем большее непонимание встречает подросток.

В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство не­полноценности, которое первоначально зарождается из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением или общением, а затем переносится на личность в целом.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков.

Факторы возникновения подростковой дезадаптации

Существуют такие факторы возникновения подростковой дезадаптации, как биологический и социальный.

К социальным факторам подростковой дезадаптации относят состояние макро-, мезо- и микросреды.

Особо следует отметить микросреду, в которой наиболее значимы:

—школьный фактор — отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявление неуважения к нему и многое другое;

—семейный фактор — неблагоприятная материально-бытовая и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизм родителей, заброшенность ребенка или, наоборот, гиперопека и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Понятие «Арктика»
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...

Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...

Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru