Из опыта Японских глухих музыкантов

В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко".

Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнологию. По сути дела, она достаточно проста и основана на визуальном восприятии музыки. Владельцы музыкальных центров и магнитол с большим количеством опций ежедневно видят самый простейший принцип этой сурдотехнологии - звуковые индикаторы в виде столбиков из чёрточек. Если мы слушаем, например, инструментальную музыку, то при громкой игре, скажем, на бас - гитаре, определённый столбик становится выше, на инструменте играют тише - высота столбика уменьшается. Широкоэкранный монитор, установленный в удобном месте, позволяет контролировать свои действия каждому глухому музыканту. У каждого из них есть свой барабан и, следовательно, есть свой столбик, видный на экране. Специальная компьютерная программа позволяет окрашивать столбики звукового индикатора разными заметными цветами. При неверной игре цвет тускнеет, а при правильном исполнении барабанной музыки, наоборот, его оттенки становятся ярче и красивее.

Кроме того, управлять игрой помогают позы, движения и даже мимика барабанщиков. Все они имеют своё значение. Например, вертикально поднятая палочка может означать: "Внимание!", а её наклон в сторону барабана - "Начинаем играть через три секунды!" Сперва начинающих глухих музыкантов ведёт в музыкальное пространство барабанщик с нормальным слухом. Он и сурдопереводчик не спеша и кропотливо приучают барабанщиков-инвалидов играть, ориентируясь по монитору, затем учат дублировать свои действия по мимике, движениям, жестам и позам. Наставник с нормальным слухом должен играть и одновременно быть своего рода дирижёром. Только дирижёрскую палочку заменяет всё его тело и мимические мышцы лица.

Завершающим итогом является приучивание подопечных к самостоятельной игре, без пластического наставника-дирижёра. Обычно его на первых порах заменяет самый способный глухой ученик. Такая методика, основанная на том, что учителя подменяет лучший из учеников, постепенно доводящий других до своего уровня мастерства, известна очень давно, изобретена ещё в Англии в ХVIII веке и называется "ланкастерской". Правда, там её применяли при обучении подростков ремеслу токаря, механика или слесаря. Японцы же применили британскую методику уже для обучения барабанной музыке.

Профессии дирижёра и барабанщика (при условии, что он играет весь концерт, а не одну четверть его времени) признаны самыми полезными, ибо при работе эмоции гармонично сочетаются с физическими нагрузками. Кроме того, барабанщики, играющие в японском стиле, очень редко страдают сахарным диабетом. Если они им и болеют, то только в лёгкой форме и без осложнений, так как развитые капиллярные и венозные сосуды заставляют кровь, загустевшую от переизбытка сахара, бежать быстрее. Словом, игра в оркестре барабанной музыки является своего рода лечебной терапией, помогающей чувствовать себя человеком, востребованным обществом.

В ансамбле "Эдзо Дайко" с инвалидами постоянно работают три музыканта. Координатор поездки в Россию Сато Широ пояснил:

- Музыкальные наставники инвалидов работают с ними добровольно, совершенно бесплатно. Без помощи муниципальных властей и государства.

По его словам, лучшие ансамбли слепых и глухих барабанщиков играют так, что их музыку не отличишь от той, что исполняют здоровые музыканты. Да ещё зарабатывают себе деньги.

Статьи по педагогике:

Контроль знаний учащихся 5 класса при изучении действий с десятичными дробями
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательны ...

Динимака экзаменационных заданий по типу и содержанию
Работа включает в себя 3 типа заданий (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) и общее количество заданий равно 30 (в 2012 году предполагается сделать 31 задание) [3]. Изменение количества заданий экзаменационных работ по типу и по годам проведения представлены в таблице ...

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru