В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко".
Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнологию. По сути дела, она достаточно проста и основана на визуальном восприятии музыки. Владельцы музыкальных центров и магнитол с большим количеством опций ежедневно видят самый простейший принцип этой сурдотехнологии - звуковые индикаторы в виде столбиков из чёрточек. Если мы слушаем, например, инструментальную музыку, то при громкой игре, скажем, на бас - гитаре, определённый столбик становится выше, на инструменте играют тише - высота столбика уменьшается. Широкоэкранный монитор, установленный в удобном месте, позволяет контролировать свои действия каждому глухому музыканту. У каждого из них есть свой барабан и, следовательно, есть свой столбик, видный на экране. Специальная компьютерная программа позволяет окрашивать столбики звукового индикатора разными заметными цветами. При неверной игре цвет тускнеет, а при правильном исполнении барабанной музыки, наоборот, его оттенки становятся ярче и красивее.
Кроме того, управлять игрой помогают позы, движения и даже мимика барабанщиков. Все они имеют своё значение. Например, вертикально поднятая палочка может означать: "Внимание!", а её наклон в сторону барабана - "Начинаем играть через три секунды!" Сперва начинающих глухих музыкантов ведёт в музыкальное пространство барабанщик с нормальным слухом. Он и сурдопереводчик не спеша и кропотливо приучают барабанщиков-инвалидов играть, ориентируясь по монитору, затем учат дублировать свои действия по мимике, движениям, жестам и позам. Наставник с нормальным слухом должен играть и одновременно быть своего рода дирижёром. Только дирижёрскую палочку заменяет всё его тело и мимические мышцы лица.
Завершающим итогом является приучивание подопечных к самостоятельной игре, без пластического наставника-дирижёра. Обычно его на первых порах заменяет самый способный глухой ученик. Такая методика, основанная на том, что учителя подменяет лучший из учеников, постепенно доводящий других до своего уровня мастерства, известна очень давно, изобретена ещё в Англии в ХVIII веке и называется "ланкастерской". Правда, там её применяли при обучении подростков ремеслу токаря, механика или слесаря. Японцы же применили британскую методику уже для обучения барабанной музыке.
Профессии дирижёра и барабанщика (при условии, что он играет весь концерт, а не одну четверть его времени) признаны самыми полезными, ибо при работе эмоции гармонично сочетаются с физическими нагрузками. Кроме того, барабанщики, играющие в японском стиле, очень редко страдают сахарным диабетом. Если они им и болеют, то только в лёгкой форме и без осложнений, так как развитые капиллярные и венозные сосуды заставляют кровь, загустевшую от переизбытка сахара, бежать быстрее. Словом, игра в оркестре барабанной музыки является своего рода лечебной терапией, помогающей чувствовать себя человеком, востребованным обществом.
В ансамбле "Эдзо Дайко" с инвалидами постоянно работают три музыканта. Координатор поездки в Россию Сато Широ пояснил:
- Музыкальные наставники инвалидов работают с ними добровольно, совершенно бесплатно. Без помощи муниципальных властей и государства.
По его словам, лучшие ансамбли слепых и глухих барабанщиков играют так, что их музыку не отличишь от той, что исполняют здоровые музыканты. Да ещё зарабатывают себе деньги.
Статьи по педагогике:
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть со ...
Особенности формирования представлений
о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...
Организационно-технологические модели ДО
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...