Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

"…Любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относится к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен". (Д.Б. Кабалевский)

Когда-то давно великий Аристотель сказал: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи".

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.

Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и формирования вкуса в школьном возрасте. Подобных исследований применительно к музыкальному образованию в школе глухих существует очень мало, тогда как современные коррекционные школы призваны решать не только задачи общего и коррекционного образования учащихся, но и формирования духовной культуры школьников.

Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение особенностей музыкального воспитания детей в школе глухих, так как давно известно, что музыка используется не только в целях эстетического и нравственного воспитания, но и в коррекционных целях. Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры школьников с нарушениями слуха во внеклассных формах работы изучены недостаточно полно.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: "Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих ”.

В нашем исследовании мы будем опираться на работы Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунский, Н.Е. Яшунской, И.С. Белик и других педагогов и учёных, которые занимались данной проблемой.

Целью нашего исследования является изучение особенностей музыкального воспитания детей во внеклассное время в школе глухих.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

музыкальное воспитание школа глухой

1. Изучить исторический аспект использования музыки в коррекционных целях.

2. Раскрыть физиологические особенности и возможности восприятия музыки глухими детьми.

3. Определить влияние музыки на развитие детей с нарушениями слуха.

4. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих.

5. Выявить возможности коррекционного воздействия на глухих учащихся при помощи музыкальных занятий.

Объектом нашего исследования является музыка как способ культурного, нравственного и эстетического воспитания глухих школьников, а также как метод коррекционной работы в школе глухих.

Предметом исследования определены особенности музыкального воспитания в школе глухих.

В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта. Кроме того, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты на базе специальной коррекционной школы-интерната №31 1 вида.

По структуре работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

Статьи по педагогике:

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

Третий этап эксперимента. Обследование устной речи глухих школьников после проведения серии экспериментальных занятий
На данном этапе мы выяснили результаты проведенных экспериментальных занятий, насколько они были полезными и к каким изменениям привели. В контрольном эксперименте использовались те же методики обследования речи испытуемых, что и в констатирующем эксперименте. Кроме того, весь речевой материал, исп ...

Практика дистанционного обучения
Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был осн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru