"…Любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относится к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен". (Д.Б. Кабалевский)
Когда-то давно великий Аристотель сказал: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи".
Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.
Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.
Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.
Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и формирования вкуса в школьном возрасте. Подобных исследований применительно к музыкальному образованию в школе глухих существует очень мало, тогда как современные коррекционные школы призваны решать не только задачи общего и коррекционного образования учащихся, но и формирования духовной культуры школьников.
Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение особенностей музыкального воспитания детей в школе глухих, так как давно известно, что музыка используется не только в целях эстетического и нравственного воспитания, но и в коррекционных целях. Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры школьников с нарушениями слуха во внеклассных формах работы изучены недостаточно полно.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: "Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих ”.
В нашем исследовании мы будем опираться на работы Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунский, Н.Е. Яшунской, И.С. Белик и других педагогов и учёных, которые занимались данной проблемой.
Целью нашего исследования является изучение особенностей музыкального воспитания детей во внеклассное время в школе глухих.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
музыкальное воспитание школа глухой
1. Изучить исторический аспект использования музыки в коррекционных целях.
2. Раскрыть физиологические особенности и возможности восприятия музыки глухими детьми.
3. Определить влияние музыки на развитие детей с нарушениями слуха.
4. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих.
5. Выявить возможности коррекционного воздействия на глухих учащихся при помощи музыкальных занятий.
Объектом нашего исследования является музыка как способ культурного, нравственного и эстетического воспитания глухих школьников, а также как метод коррекционной работы в школе глухих.
Предметом исследования определены особенности музыкального воспитания в школе глухих.
В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта. Кроме того, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты на базе специальной коррекционной школы-интерната №31 1 вида.
По структуре работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.
Статьи по педагогике:
Разработка программы внеурочной деятельности по математике
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх. Название программы кружка - «Умный в квадрате». Срок реализации программы 1 год. Настоящая программа разработа ...
Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...
Педагогические традиции Западной Европы
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского (1592–1670 гг.). Ян Амос Коменский – отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформул ...