Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих

"…Любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, он должен относится к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен". (Д.Б. Кабалевский)

Когда-то давно великий Аристотель сказал: "Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи".

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе потребности в общении с музыкальной культурой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные вкусы.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интересно разработаны Л.С. Выготским, В.Г. Ивановым, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, В.Г. Максимовым и другими.

Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Рыцарева, Т.В. Челышева и другие. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались А.Ф. Любова, Л.В. Моисеева, Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, О. Апраксина. В области развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки Т.А. Колышева, Р.А. Тельчарова, Н.В. Соколова.

Однако все перечисленные изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и формирования вкуса в школьном возрасте. Подобных исследований применительно к музыкальному образованию в школе глухих существует очень мало, тогда как современные коррекционные школы призваны решать не только задачи общего и коррекционного образования учащихся, но и формирования духовной культуры школьников.

Перспективность направления музыкально-педагогических исследований в сфере музыкальной культуры требует своей дальнейшей разработки. Особо актуальным представляется изучение особенностей музыкального воспитания детей в школе глухих, так как давно известно, что музыка используется не только в целях эстетического и нравственного воспитания, но и в коррекционных целях. Однако проблемы целенаправленного формирования музыкальной культуры школьников с нарушениями слуха во внеклассных формах работы изучены недостаточно полно.

Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: "Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих ”.

В нашем исследовании мы будем опираться на работы Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунский, Н.Е. Яшунской, И.С. Белик и других педагогов и учёных, которые занимались данной проблемой.

Целью нашего исследования является изучение особенностей музыкального воспитания детей во внеклассное время в школе глухих.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

музыкальное воспитание школа глухой

1. Изучить исторический аспект использования музыки в коррекционных целях.

2. Раскрыть физиологические особенности и возможности восприятия музыки глухими детьми.

3. Определить влияние музыки на развитие детей с нарушениями слуха.

4. Выделить методы музыкального воспитания во внеурочное время в школе глухих.

5. Выявить возможности коррекционного воздействия на глухих учащихся при помощи музыкальных занятий.

Объектом нашего исследования является музыка как способ культурного, нравственного и эстетического воспитания глухих школьников, а также как метод коррекционной работы в школе глухих.

Предметом исследования определены особенности музыкального воспитания в школе глухих.

В ходе работы применялись теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической и музыкальной литературы по исследуемой проблеме, анализ передового педагогического опыта. Кроме того, были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты на базе специальной коррекционной школы-интерната №31 1 вида.

По структуре работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложения.

Статьи по педагогике:

Создание ситуации успеха
На основе феномена "самореализующегося ожидания" в отечественной социальной психологии Виталием Артуровичем Петровским был сформулирован принцип "отраженной субъектности". Сущность данного принципа заключается в том, что информацию о психологических характеристиках интересующего ...

Правила сокращения слов и словосочетаний
В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочета ...

Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru