Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

Образование и воспитание » Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих » Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов

Страница 1

Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, школьные праздники, внешкольные мероприятия, которые способствуют как общему, так и речевому развитию глухих школьников, но для таких занятий выделяется незначительное количество времени. А ведь занятия музыкой могли бы быть не менее эффективными в коррекционной и развивающей работе, чем, например, индивидуальные занятия в слуховом кабинете.

Кроме того, как показала практика, программа на музыкально-ритмических занятиях не всегда выполняется в полной мере. Очень часто больше внимания на таких занятиях уделяется не столько коррекционной работе, сколько подготовке к различным культурным мероприятиям (школьным праздникам, районным, городским и другим фестивалям, конкурсам, смотрам), хотя для этого должно отводиться время после уроков.

Также имеет большое значение и наличие квалифицированных педагогов в учебном учреждении, в частности в школе для глухих детей. Мы не хотим сказать, что в школе работают неквалифицированные педагоги. Конечно же, это не так. Вопрос заключается в том, в какой области этот специалист имеет квалификацию. Иногда бывает так, что педагог, который проводит музыкально-ритмические занятия, является великолепным учителем пения или сольфеджио, или танцев, но не так квалифицирован в области сурдопедагогики; или наоборот, он может быть замечательным сурдопедагогом с огромным опытом и стажем работы, но не разбираться ни в нотной грамоте, ни в танцевальных движениях. Учитель, который проводит музыкальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха, на наш взгляд, должен иметь квалификацию сурдопедагога и музыкальное образование, хотя бы начальное.

Каждое занятие, каждый урок в школе для глухих детей должен иметь коррекционную направленность. Так и на музыкальных занятиях должна проводится работа не только по общему развитию ребенка, но и коррекционная работа. В нашем эксперименте мы обратили больше внимания на коррекцию речи.

Идея эксперимента состоит в том, чтобы выяснить, возможно ли проведение работы по коррекции определенных характеристик устной речи (а именно: постановки словесного ударения, темпа речи, слитности, внятности, речевого дыхания) с помощью музыкальных занятий, и насколько эффективна окажется такая работа.

В процессе эксперимента рассматриваются приёмы работы, которые используются для:

коррекции речи;

формирования знаний элементов музыкальной грамоты;

обучения игре на элементарных музыкальных инструментах.

Объектом исследования является влияние музыкальных занятий на устную речь глухих школьников младших классов, а именно:

на постановку словесного ударения;

на ритмическую характеристику устной речи;

на слитность речи;

на речевое дыхание.

Результатом эксперимента стала разработанная серия занятий по обучению глухих младших школьников: а) элементам музыкальной грамоты (музыкальным длительностям, ритмам); б) игре на элементарных музыкальных инструментах (барабане, бубне, ложках, маракасах, металлофоне, треугольнике). Кроме того, проводилась коррекция речевого дыхания, темпа, слитности и ритма речи; работа по формированию навыков правильной постановки словесного ударения

Исследование проходило на базе специальной коррекционной школы-интерната I вида №31. В эксперименте принимали участие ученики 2 и 3 классов в возрасте 9-10 лет (всего 6 детей).

Эксперимент состоит из трех этапов:

Констатирующий эксперимент - обследование различных характеристик устной речи детей: произношения, темпа речи, слитности, речевого дыхания, постановки словесного ударения, а также обследование уровня восприятия и воспроизведения ритмической структуры устной речи.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...

Особенности оценочной деятельности учителя в современной начальной школе
В настоящее время в школе доминирует традиционная методика обучения и оценивания. Термином «традиционная методика» обозначается методика, которая действует в массовой практике на протяжении ряда десятилетий. «Она сохраняется до сих пор, и после перехода на новые программы, но не в силу своих высоки ...

Общий обзор системы образования средневековья на территории нынешнего Узбекистана
Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в на ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru