В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы.
Педагогический опыт такой работы обобщен И.С. Белик в книге "Музыка против глухоты" (2000). Подход, который предлагает И.С. Белик, коренным образом меняет взгляд на возможности детей-инвалидов по слуху в восприятии музыки во всей ее полноте. И.С. Белик занимается становлением (или восстановлением) новой для неслышащих детей функциональной системы музыкального слуха.
Механизм ее функционирования состоит из обязательного совмещения обучения ребенка игре на музыкальном инструменте и пению. Вся организация деятельности детей направлена на развитие у них мелодической памяти и внутреннего музыкального слуха. Такие задачи в сурдопедагогике не только не решались, но и не ставились.
Музыкальные средства в коррекционной работе с глухими детьми за рубежом используются с учетом методики музыкального воспитания, разработанной австрийским композитором Карлом Орфом. Основой его работы с детьми является использование синтетических форм музицирования: сочетание пения и движения, чтения стихов и игры на инструментах. Музыкально-ритмическому воспитанию отводится главная роль в процессе музыкальной декламации, пения, движения под музыку и игры на элементарных музыкальных инструментах. В основе всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения. Слову как элементу разговорной и поэтической речи, а также пения уделяется особое внимание. Проводится работа над его метрической структурой, тембровым звучанием, мелодико-интонационным произнесением. С этой целью разработаны музыкальный, поэтический и игровой материалы, основанные на фольклоре многих стран мира. Таковы различные народные попевки, "дразнилки", "считалки", разнообразные ритмические игры и упражнения, инсценировки, песни.
Важное место в музыкально-ритмической работе занимает игра на музыкальных инструментах в ансамбле. На специальных занятиях с глухими детьми широко применяют музыкальные инструменты "орфовского оркестра": мелодические ударные инструменты с деревянными или металлическими пластинками (ксилофоны, металлофоны), немелодические ударные инструменты (детские литавры, двойные барабаны, тарелочки, треугольники), простые духовые инструменты (похожие на свирели разного диапазона блок-флейты). Игра на элементарных музыкальных инструментах в большинстве случаев носит творческий, импровизационный характер. В ансамбле нет солистов. Каждый ребенок учится выступать в разных ролях. При этом одни специалисты считают, что в работе с инструментами учитывается состояние слуха школьников: глухие дети играют на ударных инструментах, слабослышащие - на мелодических. А другие специалисты утверждают, что в условиях использования слуховых аппаратов все дети независимо от состояния их тонального слуха могут играть на мелодических и ударных инструментах.
Широко применяется за рубежом обучение "речевому пению" - декламации текста песен под музыку для развития модуляции голоса у детей, более естественного, выразительного звучания речи. На специальных занятиях большое внимание уделяется обучению движениям под музыку. В урок включается и дирижирование, помогающее восприятию ритмической структуры пьес, использующееся при работе над темпом, ритмом речи и при игре на элементарных музыкальных инструментах.
Оригинальный подход к использованию музыкальных средств в коррекционной работе с глухими детьми представлен в верботональной системе, разработанной в поликлинике "SUVAG" под руководством академика П. Губерины. С помощью фонетической ритмики (двигательной и музыкальной стимуляции) в групповых и индивидуальных формах реабилитационных занятий у детей развиваются восприятие и воспроизведение речи, восприятие неречевых звучаний.
Разработка и использование фонетической ритмики и музыкальной стимуляции основываются на том, что слуховое восприятие является основным звеном в коммуникации; основу интонационной структуры речи составляют ритм, мелодика, пауза, время; произношение (микромоторика речевых органов) находится в прямой зависимости от макромоторики; важное значение имеет развитие движений у детей, правильное их использование в обучении произношению. Слушание ребенком пения взрослых, звучания элементарных музыкальных инструментов, использование в коррекционной работе большого количества различных считалок, рифмовок, их разучивание с использованием приемов музыкальной стимуляции и фонетической ритмики имеют большое значение для формирования слитной, интонированной, достаточно естественной речи у детей с нарушениями слуха.
Статьи по педагогике:
Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность
несовершеннолетнего правонарушителя
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране ...
История учебных пособий и учебников
Учебные пособия, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество уч ...
Выявление сформированности представлений о множестве у детей четвертого
года жизни
Цель: выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни. Задачи: 1. Подобрать и описать методики по изучению формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни. 2. Изучить представления о множестве у детей четвертого года жизни. 3. Сравнить, проанали ...