Существующая практика непрерывного обучения школьников

Страница 1

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. С этим трудно не согласиться. Решение этой проблемы, главным образом, зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется образовательное учреждение.

Как известно, основное звено образования составляет система непрерывного образования. При обеспечении непрерывного образования государственными учебными стандартами и соответствующими учебными программами необходимо обращать основное внимание на то, чтобы они соответствовали уровню мировых стандартов.

Концепция непрерывного обучения, получающая все большее распространение в мире. Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., стал поворотным моментом в определении политики и практики Европейского Союза. Его выводы подтверждают, что Европа уже вступила в "эпоху знаний" со всеми вытекающими культурными, экономическими и социальными последствиями. Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. Выводы Лиссабонского саммита подтверждают, что успешный переход к экономике и обществу, основанных на знании, должен сопровождаться процессом непрерывного образования.

Это направление в образовании принято как стратегическое в странах АРЕС (Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества). Проблемы падения эффективности обучения учащихся по сравнению с другими странами, стимулировало начало реформ образования в США, Европе и России.

Таким образом, несмотря на то, что во многих странах уже исторически сложилась некая концепция обучения, проблема повышения качества образования существует и в связи с этим проводятся различные образовательные реформы. Но тем не менее видна одна определенная концепция – стремление к непрерывному обучению. При чем как непрерывный переход с одной ступени обучения на другую, так и непрерывное обучение основных предметов, поскольку учащиеся встретятся с ними на всех ступенях обучения, а главное в своей обыденной жизни. В педагогической науке сложились определенные традиции, создающие условия для развития системы непрерывного образования школьников и подготовки учителя к управлению этим процессом.

Цель и задачи непрерывного образования определяют базовые принципы построения и развития его системы, которые обеспечивают опережающий характер содержания обучения в соответствии с требованиями общества, ориентации на развитие личности. В системе непрерывного образования к числу таких принципов часто относят:

ü системность

ü открытость и доступность

ü информационность

ü индивидуализация и дифференциация обучения

Исторически сложилось непрерывное изучение ряда предметов, таких как математика, русский язык и другие. В настоящее время все больше образовательных учреждений стремится развивать непрерывное обучение ряду предметов, которые традиционно не изучались, таким образом, открыты несколько экспериментальных площадок. Основными направлениями являются экологическое образование, историческое, обучение информатике, трудовое и другие.

Кроме отдельно рассматриваемых образовательных областей, проводятся также эксперименты по преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата ряда предметов.

Так, например, Российская академия образования и Московский психолого-социальный институт во главе с академиком РАО Д.И. Фельдштейном проводят эксперимент на базе «Школы 2100» по обеспечению непрерывного образовательного процесса при изучении предметов русский язык, литература, история, природоведение, биология, география, направленного на получение нового образовательного результата.

Экспериментальными площадками стали школы г. Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Чувашии, Ивановской области, Псковской области, Костромской области, Ярославской области, Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Ростовской области, Краснодарского края. К сожалению, о результатах эксперимента говорить пока рано. Сроки его проведения с 2008 по 2011 год.

В «Школе 2100» ориентируются на принципы непрерывного образования, разработанные академиком РАО А.А. Леонтьевым:

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Нарушения звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов формирования артикулир ...

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения
В основе характеристики процесса учения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советской психологии. Учение – это система познавательных действий учащихся, направленных на решение учебно-воспитательных задач. Для человека характерна одновременно с предметной и внутренняя психическая де ...

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru