Преподавание информатики в общеобразовательной школе следует вести, опираясь на нормативные документы Министерства образования РФ, где представлен Государственный стандарт общего образования, прописаны обязательный минимум содержания, а также требования к уровню подготовки выпускников, как на базовом уровне, так и на профильном.
C момента введения в школе общеобразовательного предмета “Основы информатики и вычислительной техники” накопился значительный опыт его преподавания, который во многом аккумулирован в современном базовом курсе информатики. В настоящее время сложились все предпосылки к расширению задач обучения информатике в общеобразовательной школе, дальнейшему совершенствованию системы обучения.
На ступени начального общего образования изучаемый предмет представляет собой пропедевтический курс, то есть предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. Задача изучения предварительного курса - формирование у младших школьников не только элементов компьютерной грамотности, но и получения начальных знаний основ информатики, осуществление пропедевтики ее фундаментальных понятий и способов применения. В настоящее время научно обоснована целесообразность раннего обучения информатике, способствующего развитию продуктивности обучения и устойчивости внимания, а также повышению общего уровня интеллекта школьников.
Обучение информатике и информационным технологиям можно реализовать в начальной школе несколькими вариантами силами учителей начальной школы (возможно с привлечением учителей информатики).
1-й вариант. Бескомпьютерное изучение информатики в рамках 1 урока в интеграции с такими предметами как: математика, риторика, рисование, труд, музыка, окружающий мир. Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса на группы.
2-й вариант. Организация компьютерной поддержки предмета "Информатика" в рамках одного урока без деления на группы. В этом случае необходимо:
ü наличие хотя бы одного компьютера с CD-ROM устройством, аудиосистемой (колонки) и медиапроектором с настенным экраном или телевизором с большим экраном, подключенным к компьютеру. Этот компьютер в кабинете может быть использован как "электронная" доска, то есть в режиме "вызова" к нему учащихся для выполнения команд, предусмотренных учебной компьютерной программой;
ü наличие электронных средств обучения;
ü готовность учителей начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики.
3-й вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока. Это возможно, если имеется материальная база (компьютерный класс, компьютерные программы), готовность учителя к преподаванию предмета.
При изучении предмета можно использовать следующие учебно-методические комплекты:
Таблица 1
Матвеева Н.В. и другие Информатика. 2 - 4 классы |
БИНОМ |
Авторская программа. УМК: учебник 2 кл.; учебник 3 кл.; учебник 4 кл.; рабочие тетради 2 кл. № 1, 2; 3 кл. № 1, 2; контр. работы 3 кл.; 4 кл. № 1, 2, контр. работы 4 кл.; методички 2 кл., 3 кл; Дополнительно: плакаты 2 – 4 кл. |
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 2 - 4 классы |
Академ-книга/Учебник |
Входит в УМК «Перспективная начальная школа»; содержание соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г., связано с другими учебниками УМК, дополнено комплектом компьютерных программ на CD-ROM. УМК: учебник 2 кл., учебник 3 кл., учебник 4 кл. |
Горячев А.В. Информатика и ИКТ. 1-4 классы |
Баласс |
Образовательная система «Школа 2100». Учебники серии «Мой инструмент – компьютер» включают базовый компонент образования по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, обеспечивают выполнение федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г., предназначены для обучения практике работы на компьютере на уроках технологии и как средство обучения на уроках информатики. Рекомендуется сочетать с обучением по учебникам «Информатика в играх и задачах», 1-4 кл., созданных для обучения информатике в начальной школе без применения компьютера |
Статьи по педагогике:
Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...
Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...
Различия в восприятии культурных концептов
в процессе межкультурного общения
Любой человек видит мир в определенных культурных рамках. Но эти культурные рамки (нормы), как правило, не осознаются индивидом, ибо чаще всего настолько ему присущи, что составляют часть его личности. Осознание норм поведения и мышления собственной культуры возможно только в том случае, когда прои ...