К концу 9 класса учащиеся получат представление об основных разделах информатики, приобретут минимально достаточный уровень знаний и практических навыков.
Требования к подготовке учащихся по курсу информатики должны быть ориентированы на минимальный, но достаточный (с точки зрения функциональной полноты и достижения целей образования) уровень усвоения содержания учебного материала.
- предлагаемое школой минимальное содержание образовательной области должно включать знания и виды деятельности, образовательная ценность которых общепризнанна;
- обязательный минимум содержания образовательной области должен быть выделен с учетом места и времени, отводимого на его изучение базисным учебным планом, а также реальных возможностей массовой школы по его осуществлению в учебном процессе в настоящее время.
Эти требования особенно актуальны для курса информатики. Специфика информатики как учебного предмета заключается в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и средств обучения. В ряде случаев наличие или отсутствие, а также функциональные возможности средств общения (компьютер и его программное обеспечение) должно во многом определять содержание обучению в этом курсе с соответствующей корректировкой отдельных разделов структуры обучения школьников информатике.
Курс предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных на уроках информатики, во внеучебное время для реализации различных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах. Содержательная характеристика курса находится в соответствии с рекомендуемым Минобразования России обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
На основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, связанной с проблемой введения непрерывного обучения информатике учащихся средних общеобразовательных школ, изучения зарубежного и отечественного опыта и, опираясь на действующие государственные методики и рекомендации по данному вопросу, нами разработан проект возможной структуры и содержания непрерывного курса информатики для средней школы.
В своей основе предлагаемая структура обучения информатике в общеобразовательной школе является отражением сложившейся в настоящее время. Она полностью согласуется с методическими материалами Минобразования РФ. Новизна же предлагаемой структуры состоит в том, что для более полного обеспечения непрерывности и углубления процесса обучения информатике осуществлена тщательная проработка и взаимоувязка всех приемов и методов работы со школьниками на всех этапах ведения учебного процесса с 1 до 11 класса.
В соответствии с указанной структурой весь курс обучения школьников информатике проводится в три этапа: - первый этап (1-6 классы)
– пропедевтический. В этот период осуществляется первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и др.- второй этап (7-9 классы)
– базовый, в течении которого обеспечивается обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. В этот период учащимися овладевают методами и средствами информационной технологии решения задач, у них формируются навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.
- третий этап (10 – 11 классы)
– профильный. В этот период школьники проходят дифференцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности их допрофессиональной подготовки. Обязательность обучения на этом этапе объясняется постоянно растущей долей информационной составляющей по отношению к другим видам профессиональной деятельности.
В соответствии с общей структурой системы обучения школьников информатике нами выстроена многоуровневая структура предмета, который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий. Указанная структура имеет следующий вид:
Таблица 3. Структура системы обучения информатике учащихся 1-11 классов
Этапы |
Тематика |
Цель обучения |
I. Пропедевтический 1-2 классы |
Знакомство с компьютером, основные устройства персонального компьютера. Правила по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе Знакомство со стандартными программами- Paint, WordPad, калькулятор, адресная книга, блокнот. |
Адаптация детей к компьютерной среде. |
3-4 классы |
Алгоритм. Исполнитель как средство реализации алгоритма. Самостоятельное написание элементарных программ и создание игр с помощью среды программирования ЛогоМиры. Знакомство с применением компьютера в обществе. Практическое знакомство с компьютерными средами. Обработка графической информации с помощью графического редактора PhotoShop. |
Знакомство с алгоритмизацией Обработка графической информации |
5-6 классы |
Расширение представления о компьютере. Практическое знакомство с пользовательским интерфейсом. Расширение представления об информации. Знакомство с программами для обработки различных видов информации: WordPad, Windows Media Player, Office Picture Manager и другие программы. Решение практических задач с использованием компьютера. Текстовый редактор. Графический редактор. История развития средств счета. Основные этапы развития информационных технологий (Слово - Книгопечатание - Компьютер). |
Познание информаци-онной картины мира, подготовка к изучению основного материала |
II.Базовый 7-9 классы |
Информация и информационные процессы. Единицы измерения информации. Двоичное кодирование. Достоинства двоичного кодирования. Системы счисления. Представление информации в ЭВМ Устройство компьютера. Принтеры, назначение. Локальные и телекоммуникационные сети. Системное программное обеспечение компьютера. Дисковая операционная система, Windows ХР. Операционные оболочки. Способы защиты и профилактические меры борьбы с компьютерными вирусами. Проблемы сжатия информации. Архиваторы. Прикладное программное обеспечение. Текстовые процессоры (MS Word). Графические редакторы (Photoshop). Электронные таблицы (MS Excel). Системы управления базами данных (MS Access). Технология решения задач. Понятие о математическом моделировании. Алгоритмизация. Программирование (Turbo Pascal). Информатизация общества. История развития вычислительной техники. Основные виды информационного обслуживания. |
Получение навыков пользователя ЭВМ, знаний в области ЭВМ и языки программмирования |
III. Профильный 10-11 классы |
(в зависимости от профиля) Системы. Управление. Компьютерные системы Арифметические и логические основы построения ЭВМ. Архитектура. Системы программирования. Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Принципы структурной алгоритмизации. Основные этапы процесса разработки программ. Интегрированные системы. Знакомство с возможностями интегрированных сред. OLE - технология. Настольные издательские системы. Системы искусственного интеллекта. Творческая деятельность и системы Экспертные системы. Информационные сети. Практические навыки работы в сетях. Социальная информатика. |
Предпрофессиональная подготовка |
Статьи по педагогике:
Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте
Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э ...
Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность
несовершеннолетнего правонарушителя
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране ...