Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Идеи обучения и воспитания в философско-религиозных памятниках средней Азии

Страница 5

Основными принципами зороастризма являются: вера в единого бога – Ахурамазду; противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра. Главную роль в ритуале играет священный огонь.

Основателем религии зороастризма и автором Авесты считается Заратуштра («обладающий старым верблюдом» – авест. язык), Зороастр (др. – греч.) или Зардушт (средне-иран.). В иранской мифологии он является пророком и основателем религии зороастризма. О нем известно, что он жил за «258 лет до Искандера (Александра Македонского)», то есть в 7–8 вв. до н.э. Заратуштра, вероятно, был жрецом древнеарийской религии. Он развил арийское понятие Арты («Правды») и выступил с проповедью нового вероучения, как пророк. Но его соплеменники не вняли его призывам. В Ясне (51,12) говорится о его скитаниях на чужбине, пока, наконец, Кави Виштаспа не принял его. И под покровительством этого царя Заратуштра уже выступает как пророк с высокими этическими идеалами. Он впервые заявил, что каждый человек может участвовать в уничтожении Зла и в установлении царства Добра. В Авесте основными нравственными критериями являются: хумата (гумата) – добрые помыслы, хукта (гукта) – добрые слова и хварша (гваршта) – доброе дело (1-рис.).

Рис. 1. Нравственные критерии в Авесте

Таким образом, Авеста содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопения, гимнов зороастрийским божествам, представления о философии и науках – космогонии, астрономии, медицине, истории, а также основы морали и права.

Вопросы духовности и нравственности в Авесте. Наиболее изученная часть Авесты – Ясна. В нее входят гаты («Песни», «Песнопения»), сочиненные самим пророком Зороастром. Они являются частью проповеди – воззвания к верховному богу Ахурамазде и составляют основные положения зороастрийского учения о борьбе сил добра и зла, о существовании загробного наказания и др. гаты имеют древнюю поэтическую форму, которая прослеживается (благодаря скандинавским параллелям) до индоевропейской эпохи. Лингвистический анализ гат позволяет отнести эпоху деятельности пророка к 12–10 вв. до н.э. Это период перехода Ирана и Средней Азии от родового строя к раннему классовому обществу. Уже было освоено железо, появились меч и топор. Развивалось и укреплялось оседлое скотоводство и пашенное земледелие. Общество в тот период представляло собой три социальные группы: скотоводы-земледельцы во главе со старейшинами, воины во главе с вождем и жрецы, руководимые главным жрецом. Росло имущественное неравенство, начинается переход от военной демократии к аристократической олигархии, то есть возникла ранняя государственность. Именно в это время появляются пророки, которые в своих проповедях отражают реальное столкновение интересов разных слоев населения. В гатах есть поучения о пользе оседлого скотоводства, о необходимости справедливого порядка и управления, подчеркивается недопустимость кровавых жертвоприношений, приводящих к истреблению скота, главного богатства человека той поры. Одно временно порицается жизнь кочевников, занимающихся грабежами и угоном скота.

В Ясне содержится учение о трех жизненных эпохах (Ясна, XLV), которое находит параллели в верованиях других народов. Первая эпоха – это период когда добро царило в обоих мирах – в телесном и духовном. Но правитель Йима Вивахвант, чтобы «ублаготворить людей», дал им поесть говяжьего мяса (XXXII. 8), и тем самым совершил преступление. Началась вторая эпоха, которая охарактеризовалась ожесточенной борьбой между духами добра и зла. Последняя эпоха – это «вторая», грядущая жизнь, которая настанет после победы добра над злом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...

Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...

Методика развития техники чтения на уроках литературного чтения
Результаты диагностики уровня навыка чтения и читательского кругозора дали нам возможность проектировать эффективную для данного класса систему коррекционной работы по овладению навыком чтения с использованием творческих упражнений. Анализ методической литературы позволил выделить следующие упражне ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru