Создание условий для ознакомления с классической музыкой в ДОУ

Страница 4

Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка. Приобщение детей к музыкальному фольклору является одним из важнейших направлений программ “Пралеска”. Белорусский, русский, украинский детский фольклор пронизан любовью к ребенку. Народные мелодии, как правило, простые, светлые, нежные, проникновенные. Дети с удовольствием их слушают и подпевают.

К сожалению, далеко не всегда педагоги дошкольных учреждений уделяют должное внимание народному музыкальному репертуару. Некоторые из них считают народные песни недостаточно интересными для детей и в определенной степени примитивными. Это ошибочное понимание роли народных песен. Нельзя забывать, что через народные мелодии, народные музыкальные традиции мы готовим ребенка к восприятию более сложной по содержанию классической музыки.

Огромное значение музыкальном фольклору придавал основоположник русской классической музыки М.И. Глинка, который подчеркивал, что “Музыку создает народ, а мы, композиторы, только ее аранжируем”. В основе глинкинского симфонического шедевра “Камаринской” лежат две мелодии русских народных песен. Великий русский композитор П.И. Чайковский в свое м творчестве неоднократно обращался к народным мелодиям. В его “Детском альбоме” использованы мелодии русских народных песен, а в финале “Четвертой симфонии” П.И. Чайковского мы слышим мелодию народной песни “Во поле береза стояла”. Выдающийся русский композитор Н.А. Римский-Корсаков в своих операх тоже неоднократно использовал народный фольклор. В теме “Белочки” из оперы “Сказка о царе Салтане” звучит мелодия русской народной песни “Во саду ли, в огороде”. Близки народному фольклору и многие мелодии из оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”. Примеры использования народного фольклора русскими композиторами-классиками можно было бы продолжить.

Белорусские композиторы в своем творчестве также широко использовали народные мелодии. Они звучат в произведениях П. Подковырова, Д. Каминского, Е. Глебова. Большое значение народной песне в вопросах музыкально-эстетического воспитания детей придавал выдающийся белорусский музыкальный деятель Г.Р. Ширма. Говоря о художественных достоинствах музыкального фольклора, необходимо отметить белорусские народные песни “Ой, рана на Івана”, “Рэчанька”, “Скрыпяць маі лапці”, “Чаму ж мне не пець” и многие другие в исполнении ансамбля “Песняры”. Прекрасные аранжировки этих песен, неповторимое по своей красоте “мулявинское” звучание ансамбля сделало эти песни подлинными музыкальными шедеврами.

Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами для детей. Некоторые из современных композиторов ошибочно считают, что написать песню для детей не представляет особого труда. На самом деле, дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Немало песен, написанных для детей, не отвечают высоким требованиям художественности. Эти песни написаны упрощенным музыкальным языком, примитивны по своей мелодике и гармонизации. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным и т.д. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А.Рыбниковым, А. Струве, А. Пахмутовой, И. Лученком, Л. Захлевным, и другими композиторами, которые составляют золотой фонд детских песен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по педагогике:

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...

Педагогические ценности руководителя и их роль в развитии и совершенствовании работы Центра славянской культуры Губкинского городского округа
Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах специалистов любого уровня, дают возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций. С годами на губкинской территории была создана сист ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru