Доступность музыкального репертуара.
Рассмотрим еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Его можно рассматривать в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для исполнения их детьми.
Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на “три кита” – песню, танец и марш, используя концепцию музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.
Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. Развитию восприятия музыки способствует не только слушание песен, но и их исполнение. В пении ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. “Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, - отмечала Н.А. Ветлугина, - обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений”. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, развиваются умственные способности. Пение как один из важных видов детского исполнительства имеет особенности, ограничивающие привлечение для этой цели репертуара. Песни должны удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения ее детьми, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Ранее уже отмечались высокие художественные достоинства популярных детских песен, написанных известными композиторами. Органическому сочетанию художественности и доступности песенного репертуара отвечает фольклор – народные песни и попевки, многие из которых отличаются художественной привлекательностью и яркой мелодикой. Использование классической вокальной литературы для занятий с детьми затруднено, поскольку для маленьких исполнителей композиторами-классиками написано не так уж много песен.
Эту нехватку репертуара можно компенсировать использованием двух других жанров, легко доступных дошкольникам – танцевальной и маршевой музыки. Эти жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Идея использования движений для возможности развития музыкального восприятия и чувства ритма была выдвинута и подтверждена на практике швейцарским композитором и педагогом Э. Жак-Далькрозом. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. Основная цель музыкально-ритмических движений в работе с детьми – развитие музыкального восприятия, чувства ритма и приобщения их к музыкальной культуре. В этом виде деятельности имеются большие возможности использования не только народных танцев, но и высокохудожественных произведений классической музыки всех эпох. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта (гавоты, менуэты, бурре, экоссезы, полонезы, и т.д.), вальсы Ф. Шуберта, Ф. Шопена, и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского и т.д.
Статьи по педагогике:
Психология
и педагогика ребенка от рождения до школы
Период от рождения человека до школы (6—7 лет) очень насыщен в плане характеристики, и нет возможности представить его, как, кстати, и другие этапы возрастного развития, в полноценном и всестороннем описании, да еще с позиций, как психологии, так и педагогики: Однако дать общую характеристику психо ...
Педагогические условия развития техники чтения детей в начальной школе
Развитые страны всё больше и больше обращают внимание на то, чтобы вырастить читающее поколение, воспитать в детях любовь к книге и чтению. Ведь только читающее общество является обществом мыслящим. "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Д.Дидро. Для того ч ...
Социальная политика государства о необходимости педагогической поддержки
А какова же политика государства и общества в области воспитания ? В условиях кардинальных социальных перемен изменяются все основные элементы функционирования человеческого сообщества как на уровне общецивилизационных процессов (феномен глобализации), так и на уровне конкретного человека (личная и ...