Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества

Страница 2

Народное творчество – фольклор (англ. «folklore» – «народная мудрость»). Это – устно-поэтическое творчество, которое выражается в словесных, музыкальных, игровых, драматических видах народного творчества. Народная художественная культура (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусства) – это социально обусловленная и исторически развивающаяся художественная деятельность народных масс, для которой характерны взаимосвязанные специфические признаки. В их числе коллективность творческого процесса, традиционность, устная передача от поколения к поколению, вариативность, связь с трудом, бытом и обычаями. И хотя его нельзя отнести к профессиональному искусству, тем не менее оно имеет свое самостоятельное место в истории искусства.

Фольклор самобытен, собственно народен (национален) и вместе с тем общечеловечен (сходен по социально-эстетическим идеалам и идейному содержанию). Он зародился в глубокой древности из элементов трудовых песен, заговоров и заклинаний – на утилитарной основе. Постепенно их утилитарные качества уступили место художественным. Рождается календарный фольклор – обрядовая календарная и эпос, пословицы, загадки, песни с мифологизацией природы и общества. В мифологии образы: Фаришта-Ангел-покровитель; Дев-мифологическое существо огромных размеров; Ажина-образ женщины сатаны; Шайтан-сатана с рогами и копытами; Домовой – покровитель дома; Леший – лесной дед, Водяной – морской царь, Русалка – хвостатая женщина; Оборотень – волк – человек. Любимые герои – животные и птицы: лев, волк, ворона, сова, кукушка, соловей, петух и др.

Социально-исторические условия влияют на развитие фольклора – теряется его мифологичность, преобладает религиозность, классовая тематика, социальные проблемы. Появляются традиционные сюжеты – емкие, неповторимые картины реальной жизни, характеры, положительные и отрицательные. Наблюдается идейное освещение изображенной действительности, используются сюжеты, мотивы, связанные с реальной исторической действительностью – все отражается через призму художественного вымысла к устному народное творчеству относящих ко всем родам и жанрам.

– эпос – мифы, былины, баллады, предания, легенды, былички, песни о памятных событиях, истории о героях, патриотически-пафосные легенды;

– поговорки, пословицы, загадки – на все случаи жизни;

– сказки – бытовые, реальные и волшебные;

– народно-песенная лирика: песни обрядовые, лирические, любовные; посвященные историческим фактам;

– игры: хороводные (песни, танцы и движения – подражательные);

– драмы – балаганные представления, в том числе с куклами, и др.

Специфика фольклора, заключается в том, что он является собой художественное творчество народа – нации, коллективное искусство слова, творимого по своеобразным законам устной передачи от поколения к поколению отдельного народа. Со временем изменяется, дополняется, соединяется, связан с преемственностью, традиционностью, заимствованием, с коллективным творчеством. Под влиянием истории, времени, фольклорных традиций, фольклор наполняется вариантными и версионными произведениями.

Фольклор всех народов национально своеобразен, но и типологически един (например, по историческому характеру, теме, сюжету, героям, идейно-образному содержанию, композиции, стилю). Однако национально-историческая специфика сохраняется, и в этом и есть свой традиционный фонд образности и стилевых приемов фольклора.

Народное искусство – один из элементов народной культуры, составная часть традиционной материальной культуры, обусловливающая ее эстетическую ценность (еще и как вид занятия, как явление, связанное со всем комплексом материальной и духовной культуры; как часть повседневной художественной культуры народа, т.е. реальное бытование в жилище, одежде, утвари, обрядах, предметах народного творчества). Из основных компонентов народной культуры особенно выделяются виды фольклора: сказки и песенно-музыкальное искусство, народные промыслы, обычаи, традиции. В настоящее время: устно-поэтическое творчество; словесные, музыкальные, игровые, драматические и хореографические виды народного творчества; народная художественная культура в целом (включая изобразительное и декоративно-прикладное искусство).

В узбекской народной педагогике много сходного и общего, объединяющего с народной педагогикой других наций, в то же время свое, специфическое, отражающее культуру данного народа. Наиболее древние узбекские литературные произведения – свыше 200 эпических поэм, множество легенд, эпических песен, исполняемых народными поэтами – бахши. Герои фольклора борются с враждебными силами – злыми духами, драконами и т.п., устанавливая справедливость.

Воспитательные возможности народной культуры. С развитием народной культуры расширяется ее духовная часть – фольклор, искусство – и это особенно положительно влияет и на воспитание подрастающего поколения. С появлением письменности производится запись в книги, в том числе, по обучению детей. Одновременно развивалась устная народная культуры и художественные промыслы (различные виды фольклора, в том числе, для детей – загадки, потешки, небылицы, волшебные сказки, былины, песни, детские хороводы; промыслы – самаркандская и бухарская роспись, нуратинское вышивание сюзане, шитье золотом и жемчугом в Бухаре и Коканде и т.д.; выразительные предметы быта; ювелирные изделия и мн. др.; даже своеобразная архитектура).

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...

Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru