Воспитательные возможности различных компонентов народной культуры чрезвычайно широки. Все компоненты народной культуры – основные средства воспитания народной педагогики. В них содержание воспитания и обучения, а также основные нравственные правила, нормы, идеалы, понимание добра и зла; в них – мировоззрение и мировосприятие человека через мифологию, религию, предания, поверия; в них – история народа (в эпосах, летописях).
Народная педагогика развивается и в настоящее время. К ней все больше и больше обращаются практические работники образования и педагоги-ученые. В народной педагогике целая система воспитательных задач, средств, факторов и условий, советов, наставлений и установок.
Появление мифов, обрядов связано и с религиями. Нравственные нормы и правила в десяти заповедях Талмуда, Библии, Корана. Они – в молитвах, притчах, поучениях. С религией связаны различные ритуалы. Целью народной педагогики является в воспитании у детей представлений об идеале совершенного человека.
Методы воспитания в народной педагогике: приучение, убеждение, поощрение, беседа, личный пример, намек, принуждение, осуждение и др.
В активизации интереса у обучающейся молодежи к народной культуре необходимо акцентировать следующие позиции:
Народная культура, в виде народного творчества, дошла из глубины веков и нашла свое отражение в семье, быту, труде, досуге, обрядах, праздниках и т.д.
Воспитательный процесс естественно и гармонично вплетается в ткань произведений народного творчества. В них заложены серьезные воспитательные цели.
Фольклор – ведущий компонент народной культуры. Это – незаменимый фактор воспитания подрастающего поколения, в том числе, в учебно-воспитательном процессе.
В фольклорных жанрах воплощена народная педагогика, отражены вопросы морали, нравственности, проблемы гуманизма, любви, дружбы, патриотизма, провозглашается честность, трудолюбие.
Важно запомнить: все народы – великие педагоги. Все великие педагоги «народные».
Специфика и свойство устного народного творчества. Специфика и свойство усного народного творчества состоит в преемственности, традиционности, импровизации, вариации, обогащенности, дополняемости, на общеинтересности, поэтике и художественной совершенности, т.е. фольклоризации. Становясь массовым, народным, фольклор называется традиционным.
В фольклоре мировоззрение и мироощущение народа в тех формах и особенностях, которые сложились исторически. Экзамен временем те произведения фольклора, которые многогранно общеинтересны на века. На общенациональное значение фольклор выходит благодаря емкости и широте идейно-образных обобщений.
Фольклорное творчество – это первоначально деятельность одного человека на основе сложившейся бытовой и поэтической традиции, иногда с повторами, встречающимися в устных произведениях других лиц. Выживает только творчески удачное. Поэтому фольклорные произведения без автора – народные, удовлетворяющие художественные вкусы народа. Устное народное творчество видоизменялось, совершенствовалось, благодаря ему создавались новые устнопоэтические произведения. Сложились разные приемы построения устного произведения: устойчиво повторяется образность, типично развертывается сюжет, есть свои правила организации стиха, образно-стилистические приемы и т.д.
Таким образом, творческая природа фольклора – коллективная. В нем вкусы, интересы, мечты, быт народа. Это – величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Могучее средство воспитания и обучения.
Проблема нравственности, доблести и чести в дастанах. Дастаны «Алпамыш», «Гуруглы», «Кизжибек», «Манас» и др. имеют огромное значение в воспитании подрастающего поколения, т. к. они собственно народны и вместе с тем общечеловечны, сходны по социально-эстетическим идеалам и идейному содержанию. Древнейший цикл эпических поэм «Гуруглы» и поэма «Алпамыш» созданы приблизительно в Х в.
Проблеме нравственности, доблести и чести особое место принадлежит дастану «Алпамыш» – широчайшему полотну народной жизни, в котором воспеты идеи патриотизма, героизма, верность слову и чести. Этот редчайший образец народного творчества, вошедший в сокровищницу мировой культуры, получил широкое распространение у всех тюрко-язычных народов, особенно узбекского, в котором воспеты идеи патриотизма, героизма, верность слову и чести. В этой связи вполне закономерен интерес и всенародное признание дастана в современном Узбекистана: в 1998 году общественность республики и международное сообщество торжественно отмечало 1000-летие дастана «Алпамыш». В соответствии с Указом Президента Узбекистана в республики намечены многочисленные юбилейные мероприятия, в числе которых литературные праздники и вечера, публикация материалов дастана, научные конференции и семинары, специальные формы внедрения дастана в образовательный процесс и др.
Дастан «Алпамыш» вошёл в фольклор всех народов Средней Азии, в ней идет речь о мужестве народных богатырей, отваге, храбрости и ненависти к врагам, содержится много остроумных афоризмов, ярких метафор, красочных описаний.
Статьи по педагогике:
Условия развития эмоций и чувств дошкольника
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность ...
Педагогические требования к организации физкультурных
праздников
Физкультурные праздники в школе организуются в соответствии с программными указаниями, периодичность их проведения два раза в год. В начале года желательно четко спланировать физкультурные праздники, наметить их тематику. Это позволит предусмотреть наиболее целесообразное их сочетание с праздниками ...
Методика проведения вводного инструктажа
В качестве основных в разделе следует определить и обосновать следующие вопросы: содержание проверки знаний и умений, с которыми учащийся приступает к уроку; содержание объяснений мастера; содержание личного показа мастера; последовательность изложения нового материала; методы ознакомления учащихся ...