По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и общество в их взаимодействий. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел такое разнообразие форм и средств обучения».
Основным инструментом в работе учителя географии в школе является методика преподавания учебного предмета.
В настоящее время существует большое количество методик преподавания географии. Мы обратим внимание на методики, рекомендованные министерством образования и имеющие достаточный ресурсный материал: учебники и учебные пособия, атласы и пр. Помимо этого, в соответствии с особенностями данной работы необходимо рассматривать методики, направленные на изучение темы «Северный морской путь России».
Нашим требованиям удовлетворяют методики:
Бабурина В.Л., Даньшина А.И., Елховской Л.И.;
Даринского А.В., Белоусова Б.В., Епихина А.А.;
Рома В.Я., Дронова В.П.;
Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой.
Последняя представляется наиболее интересной, так как она оставляет свободу выбора учителю, описывая основные принципы преподавания, примерный план обучения, возможные способы и конкретные техники обучения. Методика предполагает:
активное участие ученика в обсуждении темы занятия;
связывание тематики занятия с другими учебными предметами, темами из других предметных областей, знакомых учащимся;
групповую и индивидуальную работу учащихся;
поддержку учебного интереса учащихся посредством активизации их деятельности на занятиях, вовлечении в коллективное обсуждение, включение в работу опросов, тестовых заданий, четкого распределения времени занятия;
активную работу со вспомогательным материалом: статистическими данными, географическими картами, атласами;
включение в образовательный процесс внеучебных мероприятий: выездные занятия, походы в музеи, на выставки и пр.;
активизацию различных форм конкретизации полученных знаний учащимся, ведение им дневника занятий, составление итоговых схем, таблиц;
включение в урок заданий не на отметку для самостоятельного выполнения учащимися и др.
Далее на примере конкретного урока будет раскрыта специфика этой методики.
Статьи по педагогике:
Требования к структурным элементам учебно-методического
комплекса дисциплины
Как и к любому пособию, курсовой работе и т.д. к УМК предъявляются особые требования. Будем их рассматривать отдельно для каждого блока. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК, включают: примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям; оценочн ...
Функции УМК
Являясь модельным описанием педагогической системы, УМК: 1.Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция. 2.Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучен ...
Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...