Россия – крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером.
В настоящее время к районам Крайнего Севера относится более 60% территории России. Здесь добывается 95% газа, 75% нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов. 8% россиян, проживающих на территории Крайнего Севера, производят 1/5 национального дохода и обеспечивают почти 2/3 валютных поступлений.
Выступая с докладом на совещании, посвященном развитию районов Севера, премьер-министр РФ Владимир Путин указал, что «Север – наш стратегический резерв в развитии государственности».
В этой связи огромное значение имеет то, как эффективна будет выстроена связь между Севером и материковой частью РФ. И здесь все внимание приковано к развитию Северного морского пути – «главной судоходной магистрали страны», по мнению Т. Станкевич и др. экспертов.
Северный морской путь (СМП) соединяет северные и дальневосточные порты, Европу с Азией. Северным морским путем можно провести суда из Европы до Японии за 20 дней, в то время как существующими маршрутами через Суэцкий канал и вокруг Африки корабли идут до 50 дней.
Современный СМП – единственная широтная транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через которую проходит снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие.
СМП – «единственное средство освоения богатого полезными ископаемыми Арктического шельфа, в котором только по ориентировочным оценкам запасы минерального сырья содержатся на 1,5-2 трлн. евро в денежном эквиваленте».
«Морской транспорт, по мнению Ю.А. Евдокимова, является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным способом завоза оборудования, энергоносителей, промышленных товаров и продовольствия, необходимых для функционирования хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России, и вывоза их продукции».
В то же время, как указывает автор, современные экономические условия требуют серьезных изменений в управлении транспортной системой Крайнего Севера, новых механизмов менеджмента и финансирования. В настоящее время практически нет единого проекта, который бы отображал социально-экономические, физико-географические особенности освоения Арктики, учитывал законодательные, научно-исследовательские потребности, которые должны быть удовлетворены для полноценной реализации потенциала Арктических регионов России.
В связи с вышеперечисленным актуальным видится данное исследование, целью которого является изучение особенностей функционирования Северного морского пути.
Проблема: дефицит комплексных исследований, изучающих физико-географические и экономические особенности функционирования Северного морского пути, и его значение в развитии Арктических регионов России.
Гипотеза исследования: для полноценного развития Арктических регионов России необходимо:
выстраивание законодательной базы для функционирования Северного морского пути;
выстраивание благоприятной экономической политики, позволяющей эффективно использовать СМП и ресурсы Арктики в интересах России;
проведение научных исследований в Арктических регионах с целью выявления наиболее перспективных стратегий развития Арктических регионов;
создание эффективной системы управления Северным морским путем.
Задачи исследования:
анализ научной и методической литературы с целью обоснования концептуальных основ работы;
анализ периодической литературы, результатов научных экспедиций и исследований в Арктическом регионе с целью определения современного актуального положения Арктики страны;
анализ проблем и перспектив развития Северного морского пути;
разработка и проведение учебного занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного морского пути для Арктики России».
Объект исследования: особенности развития Арктических регионов России.
Предмет исследования: условия функционирования Северного морского пути.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.
В первой главе приводится анализ научной литературы с целью определения современного географического экономико-географического положения Северного морского пути.
Вторая глава направлена на изучение роли СМП в Арктическом регионе. В главе освещается история освоения Арктики, климатические и др. особенности этого региона.
В третьей главе приводятся различные точки зрения на современное положение СМП, проблемные точки существования этой магистрали, выявляются прогнозы на возможные пути развития СМП.
Там же приводятся результаты экспериментального исследования, суть которого заключалась в апробировании наработанных методических материалов на уроке географии в средней школе. Также в главе приводится информация о разработке урока, сборе сопроводительного материала к уроку, тестовых заданий для проверки эффективности учебного занятия.
В заключении приводятся основные выводы по работе.
В приложениях собран материал, используемый в процессе разработки учебного занятия, статистические данные о результатах тестирования.
Данное исследование быть интересно с теоретической и практической точки зрения. В настоящее время существует дефицит в подобного рода исследованиях, в которых был бы собран в наиболее полном виде теоретический и статистический материал по проблемам освоения Северного морского пути, о роли этой магистрали в Арктическом регионе.
С практической точки зрения исследования полезно представляемым опытом разработки и апробации учебного занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России». В этом плане работа может быть использована учителями географии для подготовки к собственным занятиям.
Статьи по педагогике:
Классификации методов обучения
По этому вопросу в дидактике нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы. 1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспр ...
Ключевые особенности преподавания географии в школе
По мнению А.Ю. Гитинова, «предмет «география» занимает особое интерактивное место в общей системе знаний. География способствует формированию у учащихся представлений о сложной, но одновременно целостной социоприродной картины мира. Она является единственным школьным предметом, изучающим природу и ...
Роль экологических сведений в процессе формирования экологической культуры
Аттрактивность, привлекательность природных объектов, сформировавшаяся вследствие действия механизмов перцептивно-эмоционального канала, а также социальных релизеров, может обусловливать возникновение к ним познавательного интереса. В развитии отношения к тем или иным природным объектам большую рол ...