Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м.
Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шельфовых ледников.
Ледяной покров существенно затрудняет мореплавание в морях и делает их доступными для транспортных судов (как правило, в сопровождении ледоколов) лишь в течение 2–3 летних месяцев. Наиболее тяжёлые условия плавания складываются в т. н. ледяных массивах (Таймырском и Айонском) – больших скоплениях тяжёлых льдов, которые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы.
Современный взгляд на льды, устоявшийся в результате исследовательских работ и плавание последних лет следующий:
льды – в основном местного происхождения и являются результатом замерзания как морей, так и впадающих в них рек;
моря не замерзают по всей своей поверхности: лед образуется, главным образом, у берегов в виде берегового припая. Морскими волнами полоса припая ломается и отдельные льдины, смотря по направлению ветра, либо нагромождаются друг на друга, образуя торосы значительной высоты, либо выносятся в открытое море. Зимой количество плавающих льдин и ледяных торосов значительно увеличивается.
Глобальное потепление приводит к уменьшению количества льдов в Арктике. Согласно данным 2004 года за последние 30 лет толщина арктических льдов в среднем уменьшилась наполовину.
Многие специалисты предполагают, что в XXI веке летом большая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда, а это откроет новые перспективы для морской перевозки грузов.
Еще одной физико-географической особенностью СМП помимо ледовых торосов и припаев являются высокоширотное положение Арктики . Это является причиной активной циркуляции арктических воздушных масс, на которых оказывает влияние движение воздуха с Полярного круга.
В свою очередь арктические воздушные массы распространяются на материк, встречаясь там с воздушными массами других потоков, и являются причиной формирования арктических атмосферных фронтов. В этих районах отмечаются очень низкие температуры воздуха, небольшая облачность, незначительное количество осадков.
Особенности рельефа заключаются в наличии шельфа, с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков. На сегодняшний день известно, что шельф богат залежами цинка, свинца, бокситных руд, марганца, нефти и пр.
Следует отметить особенности радиационного фона СМП. Радиационный баланс в южных районах Арктики положительный, составляет 420–630 Мдж/(м2·год) [10–15 ккал/(см2·год)], т. е. в 2–3 раза меньше, чем в умеренных широтах, а в Арктическом бассейне, как правило, отрицательный [потеря тепла 85–125 Мдж/(м2·год) или 2–3 ккал/(см2·год)]. Но эта потеря компенсируется притоком в Арктике тёплых воздушных и водных масс.
Статьи по педагогике:
Воспитание в Спарте
Здесь было намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев, отчасти - особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшей над многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все свое внимание на развитие физической ...
Учебно-материальная база технологического обучения
Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства ...
Виды контроля
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. 2. Текущий. 3. Периодический (тематический, рубежный). 3. Итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в проце ...