Эффективность занятия проверялась по заранее подготовленному мини-тесту по теме ««Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России». Бланк теста представлен в Приложении.
За основу брались задания, которые предлагались Э.В. Ким и др. авторами по теме «Арктика. Северный морской путь»).
Тест состоит из семи заданий, ответы на которые могут быть закрытыми (выбор из готовых вариантов) или открытыми (написать самостоятельно).
1. «Черными жирными точками отметьте на карте основные порты Северного морского пути»
В бланке представлена копия карты РФ. Правильным ответом, за который начисляется 1 балл считается ответ, в котором на карте отмечены не менее четырех основных портов из следующих: Мурманск, Диксон, Тикси, Игарка, Черский, Певек, Петропавловск-Камчатский, Вдадивосток.
2. «Перечислите основные препятствия, мешающие полноценному использованию Северного морского пути (не менее двух)»
В качестве препятствий могут быть названы наличие ледяных заторов, неблагоприятные климатические условия, дороговизна использования пути. За правильно указанные препятствия дается один балл.
3. «Отметьте моря, по которым проходит Северный морской путь:
Берингово море;
Карское море;
Балтийское море;
Азовское море».
Правильным считается ответ, при котором отмечены Берингово и Карское моря. За правильный ответ начисляется один балл.
4. «Выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные характеристики Северного морского пути:
СМП – это транспортный маршрут;
СМП не выгодно использовать из-за его большой протяженности;
СМП выгоден только для иностранных компаний, но не для России;
СМП открывает доступ к ресурсам Арктики».
Правильными являются характеристики №1, 4. Это высказывания экспертов, подтвержденные статистикой. За правильный ответ начисляется 1 балл.
5. «Отметьте на карте жирной черной линией участок СМП, который пригоден для круглогодичной навигации»
Правильный ответ – указание участка от Мурманска до Диксона. Эта информация озвучивалась на занятии при ознакомлении с экспертными оценками значения СМП, взятыми из периодики. За правильный ответ начисляется 1 балл.
6. «Перечислите как минимум два ресурса, которые невозможно добыть без использования СМП»
В качестве ответов могут быть названы – добыча нефти, газа из Арктического шельфа, добыча руды с архипелага Новая Земля, добыча рыбы в морях Северного Ледовитого океана. За два названных ресурса начисляется один балл.
7. «Назовите основные функции Северного морского пути»
Ответами на итоговый вопрос могут быть:
организация добычи полезных ископаемых из Арктического шельфа;
роль транспортного маршрута на территории России;
роль транспортного маршрута из Европы в Азию;
организация военной безопасности России;
организация научных исследований в Арктике, на Северном полюсе.
Вопрос характеризует уровень освоения получаемых на занятии знаний, поэтому за каждый из названных ответов ученик может получить 1 балл.
Подсчет баллов ведется следующим образом. Максимальным числом баллов могут быть 6 за правильные ответы на все 6 вопросов плюс от одного до пяти баллов за правильные ответы на последний вопрос.
Эффективность занятия по теме «Арктический регион России. Значение Северного Морского пути для Арктики России» означает умение ученика работать с картой, знать основные характеристики региона, функции СМП. Поэтому отличным результатом будет считаться результат, при котором ученик ответил правильно на первые 6 вопросов и дал хотя бы один правильный ответ на 7 вопрос. Хорошим результатом будет являться знание ответов на первые шесть вопросов, либо 1-2 ошибки в первых 6 вопросов, компенсированные 1-2 правильными ответами из 7 вопроса. Удовлетворительным будет считаться умение правильно ответить на 4 вопроса из первых 6. Конкретизируем систему оценок: 7 и более баллов – «5»; 5-6 баллов – «4»; 4 балла – «3»; менее 4 баллов – «2».
Статьи по педагогике:
Художественные тексты в структуре отечественного УМК
Проблемы социокультурного содержания указывают на необходимость включения аутентичных текстов современной художественной литературы в учебный процесс в средних школах. Вместе с тем количество учебных материалов, обеспечивающих комплексное и полноценное формирование необходимых компетенций и упражне ...
Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...
Динамика физической подготовленности в процессе
обучения
На протяжении последних десятилетий специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизи ...