Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв

Страница 3

Культурная и литературная жизнь Средней Азии во второй половине XVI века продолжала развиваться в сравнительно благоприятной социально-политической обстановке. Захватив в 1557 году Бухару, Абдулла-хан Шейбани направил все свои усилия на устранение самовластия множества удельных владетелей и создание централизованного государства Шейбанидов. Это было связано с многочисленными военными походами. Объединение в основном было осуществлено в течение 1573–1583 годов, центром государства стала Бухара. Прекращение междоусобных войн и известная централизация власти создавали определенные благоприятные условия для развития ремесел и торговли, укрепления дипломатических и торговых связей с соседними странами. Поднялось значение Бухары и как культурного центра. Увеличилось количество медресе; в них в основном изучали богословие. В какой-то мере развивались также светская культура, литература и наука. Нисори в своей тазкире (антологии) перечисляет 250 деятелей литературы и науки XVI века, а Мутриби – 320 деятелей, большинство из которых входило в литературный круг Бухары, особенно во второй половине XVI века.

В это время пользовались большой популярностью официальные литературные круги Мавераннахра и Индии, образованные при дворе Искандар-хана и Абдулла-хана в Бухаре и при дворе Акбар-шаха (1554–1605 годы), затем Джахангир-шаха (1605–1627 годы) в Лахоре и Агре. Мутриби в своей антологии сообщает о переезде из Индии шести писателей в литературный круг Мавераннахра и 39 поэтов Средней Азии в Индию. В Индии существовал сильный научно-литературный центр, в котором создавались произведения на фарси. Например, перу Абулфазла ибн Муборака принадлежит художественная проза «Иёри дониш» («Пробный камень знания», 1588 год), новая переработка «Анвори Сухайли» («Сияние Канопуса»), где восстановлены выброшенные Хусейном Кошифи части из «Калилы и Димны»; Файзи (умер в 1595 году), помимо собственных творений, перевел на фарси различные произведения индийской литературы; Урфи Ширази (умер в 1591 году) написал свой диван лирических стихов и две эпические поэмы в подражание классическим образцам; были созданы ценные книги по истории, литературные антологии, лексикографические труды, как «Фарханги Джахонгири» («Джахангиров словарь»), «Маджмаъ-ул-фурс» («Собрание персидских слов»). Определенный период своей творческой деятельности проводили в этом кругу историк Хондамир, написавший «Хабиб-ус-сияр» («Облики друзей»), и поэт Мутриби – автор «Таърихи Джахонгири» («Джахангирова история»), побывали в Индии Мушфики и некоторые его современники. Между отдельными представителями литературных кругов Мавераннахра и Индии завязывались дружеские и творческие контакты, как это было, например, между Хасаном Нисори (1517–1519–1597 годы) и известными поэтами индийского круга Файзи Дакани (1547–1596 годы) и Санои Мешхеди (умер в 1588 году).

Укрепление литературных связей Мавераннахра как с различными областями Средней Азии, так и с другими странами Востока, в том числе с Индией, – одна из характерных особенностей развития литературы XVI века.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Эмоциональный процесс
Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию. Эмоциональн ...

Дошкольное образование в Великобритании
Ключевым тут является слово «дошкольная». Основной функцией британских дошкольных учреждений является подготовка к школе. Они и называются школами. И если французскую материнскую школу можно назвать детским садом, английское заведение для малышей – это именно школа. Дошкольные группы часто организу ...

Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru