Культурная и литературная жизнь Средней Азии во второй половине XVI века продолжала развиваться в сравнительно благоприятной социально-политической обстановке. Захватив в 1557 году Бухару, Абдулла-хан Шейбани направил все свои усилия на устранение самовластия множества удельных владетелей и создание централизованного государства Шейбанидов. Это было связано с многочисленными военными походами. Объединение в основном было осуществлено в течение 1573–1583 годов, центром государства стала Бухара. Прекращение междоусобных войн и известная централизация власти создавали определенные благоприятные условия для развития ремесел и торговли, укрепления дипломатических и торговых связей с соседними странами. Поднялось значение Бухары и как культурного центра. Увеличилось количество медресе; в них в основном изучали богословие. В какой-то мере развивались также светская культура, литература и наука. Нисори в своей тазкире (антологии) перечисляет 250 деятелей литературы и науки XVI века, а Мутриби – 320 деятелей, большинство из которых входило в литературный круг Бухары, особенно во второй половине XVI века.
В это время пользовались большой популярностью официальные литературные круги Мавераннахра и Индии, образованные при дворе Искандар-хана и Абдулла-хана в Бухаре и при дворе Акбар-шаха (1554–1605 годы), затем Джахангир-шаха (1605–1627 годы) в Лахоре и Агре. Мутриби в своей антологии сообщает о переезде из Индии шести писателей в литературный круг Мавераннахра и 39 поэтов Средней Азии в Индию. В Индии существовал сильный научно-литературный центр, в котором создавались произведения на фарси. Например, перу Абулфазла ибн Муборака принадлежит художественная проза «Иёри дониш» («Пробный камень знания», 1588 год), новая переработка «Анвори Сухайли» («Сияние Канопуса»), где восстановлены выброшенные Хусейном Кошифи части из «Калилы и Димны»; Файзи (умер в 1595 году), помимо собственных творений, перевел на фарси различные произведения индийской литературы; Урфи Ширази (умер в 1591 году) написал свой диван лирических стихов и две эпические поэмы в подражание классическим образцам; были созданы ценные книги по истории, литературные антологии, лексикографические труды, как «Фарханги Джахонгири» («Джахангиров словарь»), «Маджмаъ-ул-фурс» («Собрание персидских слов»). Определенный период своей творческой деятельности проводили в этом кругу историк Хондамир, написавший «Хабиб-ус-сияр» («Облики друзей»), и поэт Мутриби – автор «Таърихи Джахонгири» («Джахангирова история»), побывали в Индии Мушфики и некоторые его современники. Между отдельными представителями литературных кругов Мавераннахра и Индии завязывались дружеские и творческие контакты, как это было, например, между Хасаном Нисори (1517–1519–1597 годы) и известными поэтами индийского круга Файзи Дакани (1547–1596 годы) и Санои Мешхеди (умер в 1588 году).
Укрепление литературных связей Мавераннахра как с различными областями Средней Азии, так и с другими странами Востока, в том числе с Индией, – одна из характерных особенностей развития литературы XVI века.
Статьи по педагогике:
Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...
Мотивационная сфера личности учителя
Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убежден ...
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая
обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...