Педагог, исследующий влияние труда на формирование личности ребенка, разрабатывает и экспериментально проверяет эффективность содержания труда для детей разного школьного возраста; разрабатывает средства, методы, формы организации труда дошкольников; изучает процесс становления трудовой деятельности и механизм ее влияния на развитие дошкольников.
Педагог помогает ребенку овладеть трудовой деятельностью: освоить ее структуру, приобрести соответствующие навыки и умения; способствует развитию личности ребенка в труде, влияет на формирование взаимоотношений в детском коллективе.
Трудовое воспитание в школьном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми .
Педагоги ставят перед собой задачи: сформировать, во-первых, такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, творческое отношение к делу и т.д., и, во-вторых, взаимопомощь, поддержку, умение договариваться, желание научить другого и научиться самому, сопереживание и др.
Для решения этих задач применяются разнообразные методы: совместная деятельность детей, детей и взрослых, беседы, проблемные ситуации и логические задачи, общение в процессе труда и др.
Труд дает реальный результат. Под результатом труда школьников следует понимать не только материальное воплощение, но и моральное содержание: ребенок видит, что его действия кому-то приятны, вызывают благодарность, доброжелательное отношение. Такое эмоциональное подкрепление результата труда составляет его главную педагогическую ценность.
Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в школьном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу.
В труде школьники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.
Статьи по педагогике:
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...
Нужна ли студенту ППФП
На необходимость прикладной физической подготовки при обучении промышленных рабочих указывалось в статьях советских ученых, написанных в первые годы Советской власти. Уже тогда специалисты предпринимали первые попытки разработать организационно-методические аспекты этой проблемы. Трудовая гимнасти ...
Задачи, методы, организация, исследование
физкультурно-оздоровительных праздников для детей младшего школьного возраста
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннего развитие личности школьника - это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умение осуществлять физкультурно-оздоровител ...