Установлено, что решающим фактом повышения производительности общественного труда является технический прогресс.
В тоже время в специальной экономической литературе и, особенно в практике наблюдается преувеличение значения вещественных элементов процесса труда и некоторая недооценка роли живого труда.
И в современных условиях производства уменьшение доли живого труда относительно общего объема средств производства, не снижает общего значения производительности труда. Именно в силу того, что в процессе производства участвует огромная масса овеществленного труда (ЭВМ, поточные линии и др.), каждая минута потери времени вследствие пониженной работоспособности или из-за недостаточной двигательной и эмоциональной подготовленности операторов, существенно снижает и общественную производительность труда. Вследствие этих неблагоприятных для производства факторов возникает потребность в формировании у специалистов, управляющих производственным процессом профессиональных двигательных навыков и устойчивых психофизиологических функций еще на стадии профессионального обучения, инструментом чего является ППФП.
В связи с этим при дальнейшем изложении социально-экономических предпосылок ППФП мы неизбежно столкнемся с необходимостью искусственного выделения и более подробного обсуждения таких факторов роста производительности (продуктивности) труда, какими являются индивидуальная и общественная производительность, а также интенсивностью труда, так как в экономической литературе признано дифференцировать эти понятия. Категория - производительность индивидуального труда, с которой связана ППФП, относится прямо и непосредственно к живому труду. Категория - производительность общественного труда намного шире индивидуального, т.к. относится к живому и прошлому овеществленному труду. Она включает также и степень роста высокопроизводительных отраслей производства, и экономию овеществленного труда путем уменьшения материалоемкости единицы продукции и т.д.
Поэтому при расчетах эффективности применения средств физической культуры и спорта в целях повышения производительности труда правомочно учитывать, главным образом, повышение индивидуальной, а не общественной производительности труда (хотя отдельные элементы последней также могут подлежать учету).
К.Маркс писал, что производительность труда и его интенсивность - две стороны единого процесса, направленные на увеличение продукта труда, и в том и в другом случае увеличивается масса продукта. Но если в первом случае стоимость единицы изделий уменьшается, то во втором - остается неизменной.
Следует обратить внимание на то, что именно здесь, даже у экономистов, нередко возникают ошибки при оценке истоков повышения (понижения) продуктивности труда, так как внешнее выражение интенсивности (увеличение или уменьшение объема проделанной работы или количества продукта труда) труда одинаково с производительностью.
Такие ошибки особенно недопустимы при составлении степени напряженности и эффективности труда, которые необходимы для правильного подбора средств и методов физической культуры и спорта для профилактики производственного утомления и восстановления работоспособности специалистов в рабочее время.
Говоря о необходимом воспроизводстве рабочей силы, которая в процессе общественного производства должна восстанавливаться, Ф.Энгельс указывал: "Справедливый рабочий день есть та продолжительность рабочего дня и та интенсивность выполненной работы, при которых в течение дня полностью расходуется рабочая сила рабочего, но расходуется так, чтобы не повредить его способности выполнять такое же количество труда и завтра и в следующие дни. Современное предприятие не может быть равнодушно ни к чрезмерной, ни к малой интенсивности труда, которая имеет свои физиологические и социальные границы, и её уровень не должен превышать пределов, так как переступание физиологической границы ведет за собой ускоренный износ рабочей силы.
Однако физические возможности человека, физиологическая граница интенсивности его труда весьма эластичны и. как уже указывалось, могут быть изменены под влиянием направленного применения средств физической культуры и спорта, т.е. в результате всесторонней физической и ППФР.
Таким образом, знание основных факторов и проблем повышения производительности труда способствует правильной постановке задач ППФП будущих специалистов в комплексе существующих социально-экономических проблем повышения продуктивности труда в народном хозяйстве.
Такими задачами являются: обеспечение средствами физической культуры и спорта психофизической готовности молодых специалистов к осуществлению нормальной интенсивности труда в народном хозяйстве; создание предпосылок для успешного профессионального обучения и повышения квалификации; поддержание и восстановление работоспособности в рабочее время и после трудового дня. Решение этих задач способствует выполнению комплексных мероприятий системы научной организации труда (НОТ).
Статьи по педагогике:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...
«Природопользование» как учебная дисциплина
Имея представление о том, что такое учебная дисциплина, можно уже рассмотреть природопользование как учебную дисциплину более детально. Выделить специфические особенности данной дисциплины. Проследить связь между дисциплиной «Природопользование» и современным состоянием проблемы окружающей среды, а ...
Речевое развитие детей 6-7 лет
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. По мнению Л.С. Волковой, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфических ч ...