Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости

Образование и воспитание » История педагогики и образования » Широкомасштабные реформы в системе образования республики узбекистан в годы независимости

Страница 1

Широкомасштабные реформы в системе образования. С приобретением Республикой Узбекистан статуса независимости, все сферы нашей жизни стали претерпевать глубокие изменения. Эти изменения потребовали адекватной перестройки всей системы образования, изменение целей, задач, содержания деятельности образовательных учреждений и органов управления ими.

У истоков национального и духовного развития личности стоит школа. В своей книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов пишет, что «…конечной целью должно стать построение сильного демократического правового государства и гражданского общества, с устойчивой рыночной экономикой, открытой внешней политикой. Только такое общество может гарантировать достойную жизнь народа Узбекистана, его права и свободу, обеспечить возрождение национальных традиций культуры, духовно-нравственное развитие человека как личности. Эти задачи невозможно выполнить без учителя, без новой национальной школы».

За годы независимости в вопросах народного образования произошли большие изменения. Принят ряд документов по образованию. Среди них первая Конституция (8 декабря 1992 г.), Закон «Об образовании» (1992, 1997 гг.), «Национальная программа по подготовке кадров» (1997 г.).

Эти документы перед работниками образования поставили задачи: изменить содержание работы средней школы, создать национальную школу, которая будет строить учебно-воспитательную работу на основе общечеловеческих ценностей и национально-культурных традиций исторического опыта узбекского народа.

Закон «Об образовании (1997 г.), принятый на 9 сессии Олий Мажлиса, определил целью образования развитие интеллектуального и научного потенциала республики, формирование всесторонне развитой свободной личности, осознающей ответственность перед обществом, семьей, государством.

Идеи И.А. Каримова о создании суверенного, демократического, правового государства, основанного на принципах гуманизма нашли, воплощение в статьях закона «Об образовании». В ней названы «Основные принципы государственной политики в области образования», гуманистический, демократический характер обучения и воспитания; непрерывность и преемственность образования; научность, светский характер системы образования; общедоступность образования в пределах государственных стандартов; поощрения образованности и таланта и другие.

Первой и основной задачей, стоящей перед современной школой является общее среднее образование (ст. 12. Закон «Об образовании»). Согласно ст. 7 в Республике устанавливаются государственные стандарты образования, учебные заведения могут выбрать свой вариант учебного плана, свою программу, но стандарт в них должен быть единым. Иными словами, цель образования одна, но пути достижения могут быть разные. В качестве примера, иллюстрирующего принцип единства и дифференцированного подхода к выбору программ обучения Закона «Об образовании» можно привести следующие данные: Министерством народного образования Республики разработаны более 10 вариантов учебных программ и создан единый базисный учебный план для всех школ, независимо от языка обучения.

Одним из принципов государственной политики, в ст. 3 Закона «Об образовании», назван гуманистический и демократический характер обучения и воспитания. Гуманитаризация образования предполагает перестройку его содержания, которое должно обеспечить развитую устную и письменную речь, понимание людей других времен и народов, историческое мышление, разумное отношение к природе.

Духовное и просветительское направление, проводимых реформ. Смысл демократизации образования – в обеспечении всем и каждому доступа высшим достижениям культуры, в раскрытии способностей детей, в устранении препятствий для их развития. Для этого необходимо открытость содержания, разнообразие учебного материала, пособий, форм и приемов школьной работы, а также национальной и культурной специфики. Реализация этого принципа обеспечивается введением курсов по выбору самих школьников, углубленного обучения в старших классах, широким развитием факультативов, кружков по интересам, индивидуальных и групповых занятий как внутри одного класса, так и межклассных разновозрастных учебных группах.

Для реализации принципа одаренности и таланта (ст. 3 Закона «Об образовании») в республике стала складываться целостная система работы с талантливыми, способными детьми и молодежью. Разработана и принята программа «Обеспечение поиска, воспитание и обучение одаренных детей». В ней принимает участие «Центр диагностики под руководством профессора психологии Батира Кадырова. С 1992 года ежегодно в Узбекистане проводится слет одаренных детей. На этой основе родился телевизионный конкурс «Уйла, изла, топ». Ежегодные победители слета получают стипендию фонда «Соглом авлод учун».

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Практическая сущность УМК
Исходя из принципа модульности, УМК должен делиться на модули, то есть модуль – структурная единица УМК. Он служит для выделения границ частей учебного материала. В совокупности эти части составляют упорядоченную структуру, которая способствует последовательному усвоению материала с промежуточным к ...

Электронный учебник
Электронный учебник - компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания ...

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru