В последнее время все чаще в социально-педагогической литературе рассматривается понятие «аддиктивное поведение». Мы будем опираться на определение аддиктивного поведения, предложенное С.А. Кулаковым (1989). Автор трактует аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической и физической зависимости, сопровождающееся ухудшением в социальном функционировании и, как правило, сочетающееся с другими нарушениями поведения (9). Это дает возможность выделить ряд специфических характеристик аддиктивного поведения.
Особенностью аддиктивного поведения является то, что оно по существу не является заболеванием. Медикаментозное лечение в этих случаях может быть направлено на детоксикацию, если в этом есть необходимость, а психотератерапевтические приемы используются с целью психопрофилактики. Главными же при аддиктивном поведении являются не медицинские, а воспитательные меры.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. В периоды же смены политической ориентации государства проблемы обостряются еще больше и могут стать источниками интенсивных эмоциональных всплесков, приводящих к негативному жизненному сценарию. Если же добавить множество дополнительных факторов, привносимых сегодняшним днем в жизнь общества (безработица, преступность, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей, эпидемия наркомании и т. д.), процесс воспитания представится еще более сложным.
Большинство людей, с удовольствием употребляют крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотизирующее средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности. Это и знаменитая «трубка мира», и восточные курительные, и даже китайские «чайные церемонии». Именно поэтому совместный прием наркосодержащих средств, включая алкоголь, может носить ритуальный характер. В некоторых культурах, и особенно субкультурах, потребление наркотиков (алкоголя) служит показателем определенного социального статуса (статусное, престижное потребление).
Социальная ситуация развития в подростковом периоде характеризуется тем, что ведущая учебная деятельность сменяется деятельностью, направленной на определение своего места в мире взрослых и общественных отношений, на свое социальное самоопределение. Мир психологических переживаний подростка становится пронизанным парадоксальностью: уверенность в себя сменяется робостью и застенчивостью, чрезмерная активность – пассивностью, эгоизм чередуется с альтруистичностью, коммуникабельность – с замкнутостью. Подросток начинает проявлять повышенную чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых, к мнению других о себе, становится легко возбудимым, раздражительным и в то же время, незащищенным, ранимым.
Существенные изменения происходят в сфере личностных интересов или доминант подростков. Ведущей становится, с точки зрения Л.С. Выготского, «эгоцентрическая доминанта» (3) – интерес подростка к своему физическому и психическому «Я». Это иногда вызывает интерес и влечение к запрещенному, необычному, что может быть связано с алкоголем, наркотиками, раннем началом половой жизни.
Сложные жизненные обстоятельства, не правильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих также могут стать причиной употребления наркотиков у подростка, однако далеко не все поставленные в эти условия подростки становятся наркоманами. В тоже время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатия, акцентуация, характера и поведения) не являются фатальными сами по себе (т.е. без сочетания с социальными факторами) и не могут стать детерминантами девиантности и аддиктивности.
Точка зрения А.К. Колеченко в отношении интерпретации детерминантности аддиктивности определяется следующими позициями:
- аддиктивность возникает как механизм компенсации личности;
- аддиктивность – это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма интра- и интерсубъективной регуляции социального функционирования личности;
- аддиктивность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности (11). Риск развития наркомании при наличии аддиктивного поведения зависит от ряда факторов:
- обостренная страсть к общению с эффектом группирования;
- тяга к сопротивлению, упрямству, протесту против воспитательных авторитетов;
- парадоксальность характерологических реакций;
Статьи по педагогике:
Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А. Методические рекомендации разработаны с ...
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...
Воспитание и образование при Петре I
К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленно ...