Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций, и определяются способы оценки общих и частичных результатов урока;
Вторая стадия – определение дидактического аппарата (общего содержании, методов и средств обучения). Выбрать и организовать содержание урока, а также определить методы и средства обучения, которые обеспечат достижение целей,– вторая важная задача;
Третья стадия– определение структуры урока и разработка учебных ситуаций. Разработка учебных ситуаций и определение путей их органического соединения в единое целое– третья задача.
На второй и третьих стадиях продумываются способы включения учащихся в учебную деятельность, а также пути руководства их деятельностью на уроке.
Указанная последовательность не является произвольной – она обусловливается отношениями подчиненности среди компонентов урока, которые разрабатываются в процессе планирования. Вот как могут быть представлены эти отношения:
Цели урока
Содержание урока
Методы (и средства) обучения
Структура урока
Цели урока занимают высшее положение, а структура – низшее.
Некоторые измерения, характеризующие данные отношения:
сверху вниз компоненты урока получают все более специфическое определение, конкретизуются. Цели выражают только желательное конечное состояние учащихся, обеспечиваемое системой действий на уроке. Цели по своей природе являются настолько генерализованными, что указывают лишь на общее содержание, которое следует использовать, и общие требования, которые надо выполнить, не специфицируя действий учителя и учащихся. Переход от целей урока к содержанию ограничивает сферу приложения целей, как таковых. На уровне методов (и средств) обучения еще более детализируются характеристики деятельности;
при движении сверху вниз происходит приближение к компонентам, которые прогрессивно меньше влияют на характеристики других компонентов урока. Так, изменение целей приводит к пересмотру всех последующих компонентов. В то же время можно в определенных пределах изменять методы, не изменяя при этом содержания и целей урока.
Общая формула: изменения в высших компонентах урока обязательно требуют изменений в низших компонентах, но не обязательно более высоких. Это – утверждение теоретических отношений между компонентами урока. Оно относится к вопросу о том, какие изменения в других компонентах являются обязательными и какие – не обязательными при модификациях того или иного компонента урока. На этой основе можно сформулировать важное дидактическое положение: изменения в целях урока обязательно требуют изменений в организации содержания, методах и структуре урока; изменения в организации содержания требуют (обязательно) изменений в методах и структуре урока, но не обязательно – изменения целей и т.д.
Хотя все компоненты урока, как указывалось выше, систематически относятся друг к другу, знания этого недостаточно для детального анализа проблем планирования урока. Каждый из компонентов урока имеет определенную внутреннюю организацию. Вследствие этого общие требования к тому или иному компоненту должны быть переведены в требования, соответствующие конкретным условиям процесса обучения на уроке. При подготовке к уроку сначала последовательно анализируется и разрабатывается каждый из компонентов, а затем все они связываются в сложное взаимодействующее целое.
Статьи по педагогике:
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...
Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...
Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический
механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...