Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Поэтому в старшем дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма. Овладение графическими навыками происходит именно в возрасте 5-7 лет, когда заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга.
Как считает Н.В. Квач, развитие графических навыков - это работа постепенная, требует много внимания при выполнении со стороны взрослого. Упражнения, которые даются ребенку, должны выполняться систематически, и если взрослый чувствует, что его ребенок не готов к выполнению задания, то лучше отложить его в сторону.
Что включает в себя развитие графических навыков:
Знакомство с тетрадным листом в клеточку;
Ориентировке в точке (нахождение верхнего левого, верхнего правого угла; нижнего левого, нижнего правого угла, середины клеточки);
Формирование умения «входить» в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке;
Размещать внутри клеточки круг;
Соединять углы клеточки по диагонали;
Вести волнообразные линии, не отрывая карандаш от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Данный вид деятельности не только очень сложен, он требует от ребенка определенных усилий и желания. Поэтому знакомить его со школьными видами деятельности лучше всего, играючи и постепенно.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, можно посоветовать методику Е.Карельской. По этой методике вся работа по развитию графических навыков сопровождается забавными стихами, которые очень оживляют однообразную работу.
Важной особенностью этой методики является то, что ребенок, выполняя тот или иной рисунок, не только совершает движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются и ребенок непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Именно таким образом идет «оречевление» производимых движений.
Другая особенность заключается в том, что в процессе работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен очень хорошо ее видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки.
Для проведения индивидуальных занятий по развитию графических навыков О.Б. Иншаковой разработано пособие «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет». Материал пособия подобран таким образом, что может быть, что может быть использован для занятий не только с праворукими, но и с леворукими детьми, для которых образцы выполнения графических заданий специально располагаются с правой стороны. Такое расположение материала является необходимым для леворукого ребенка, особенно на первых этапах подготовки к обучению письму, т.к. только в этом случае образец, предлагаемый ему для копирования, не закрывается рукой. Каждое задание в данном пособии красочно иллюстрировано и содержит четкую инструкцию к его выполнению, изложенную в простой и доступной форме [8]. Это пособие разработано на основе хорошо известных приемов работы, предлагаемых различными авторами (М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Р.Д. Тригер, И.А. Макарьева), направленных на формирование графо-моторных навыков у детей.
Для формирования графических навыков у детей старшего дошкольного возраста в помощь родителям, педагогам, логопедам, дефектологам имеется еще ряд методических разработок. Такие авторы как А.Е. Белая, В.И. Мирясова, В.А. Солнцева, Т.В. Белова, С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина предлагают пособия по проблемам развития мелкой моторики рук, а в частности развитию графических навыков. В них предложены развивающие упражнения и задания, способствующие подготовке руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.
Также проблемой развития мелкой моторики рук с помощью развития графических навыков занимались И.А. Грошенков, З.А. Богатеева, О.П. Гаврилушкин, Е.А. Ектюкова, А.Н. Корнеев, Н.П. Варенцова.
Таким образом, изучив материал по различным подходам формирования графических навыков, как первой ступени подготовки руки дошкольника к письму, можно отметить, что для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно будет применение таких средств, как графические способы. Ребенок в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений, при выполнении заданий на листе в клеточку научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий. При выполнении этой работы необходим контроль взрослого, который будет корректировать, помогать и, конечно стимулировать деятельность ребенка.
Статьи по педагогике:
Особенности организации процесса обучения с позиций
компетентностного подхода
В материалах модернизации образования провозглашается новый подход к процессу обучения в современной школе - компетентностный подход - как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Компетентностный подход представляет собой совокупность общих принципов определения ц ...
Мотивация учебной деятельности учащихся
Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к проф ...
Лингвистические особенности художественных текстов
Из всего жанрового разнообразия текстов, которые могут быть предназначены для обучения чтению на среднем этапе, мы в данной работе выделяем французские художественные тексты, поскольку именно в них содержится и наиболее полно отражается информация о различных сферах жизни в стране изучаемого языка, ...