Поэтому естественно, что каждый человек, выходящий на спортивную площадку, так или иначе, таит надежду на признание (от узкого круга своих товарищей или соперников до мировой известности). Внешне это может выражаться по-разному. Одни очень любят популярность, стремятся постоянно быть на виду. Многих спортсменов-профессионалов не стесняет любая форма рекламы. Другие выдающиеся спортсмены в жизни очень скромны и даже застенчивы.
В хоккее, боксе, самбо и других видах спорта, где разрешены непосредственные и прямые силовые воздействия на соперника, спортсмен никогда не показывает публике, что ему больно. Напротив, будучи поверженным мощным ударом или столкновением, он старается моментально встать на ноги и всем своим видом показать, что он готов к продолжению борьбы.
Совсем другое можно иногда наблюдать на футбольном поле, где силовое воздействие на партнера запрещено. Футболист, упавший на зеленый газон в результате столкновения, иногда изображает «страшные мучения». Но если судья не реагирует на это, да к тому же еще мяч оказывается в непосредственной близости от «пострадавшего», то последний моментально вскакивает и продолжает игру. Все это тоже одна из своеобразных форм выражения характера спортсмена, степени цельности его характера и в то же время результатов воспитания вообще и степени воздействия его учителя в частности.
Всему миру известно выдающееся педагогическое мастерство одного из ведущих тренеров страны В. И. Алексеева, который воспитал десятки мастеров международного класса по легкой атлетике. Среди его воспитанников — чемпионы и рекордсмены страны, Европы, мира, олимпийских игр.
В стране работают тысячи влюбленных в свое дело педагогов физического воспитания, которые помогают молодежи познать себя, раскрыть свои возможности. Сложность воспитательной деятельности специалиста по физической культуре и спорту заключается в том, что спорт чрезвычайно насыщен экспрессией, он динамичен и драматичен. Личность в сфере спорта постоянно испытывает на себе массу противоречий. Вот некоторые из них: физическая боль и радость; страх и необходимость идти навстречу опасности; готовность к рекорду и случайность срыва; противоречия между желанием и возможностью, тренером и спортсменом, между соперниками, спортсменом и судьей и т. п.
Кроме того, деятельность в спорте, как правило, проходит на высоком (околопредельном) уровне возможностей данного человека. Все это, с одной стороны, укрепляет духовные силы человека, но, с другой — при некоторых ситуациях создает предпосылки для психических травм, психологических срывов, синдромов. Если своевременно не поддержать человека, не помочь, можно принести ему немало вреда.
Личность всегда носит в себе задатки неповторимости, своеобразия и, в известном смысле слова, исключительности. Но чтобы ее индивидуальность проявилась, педагог должен создать определенные условия для проявления личности своего воспитанника. Спорт по самой своей сущности является одним из могучих средств сохранения и развития индивидуальных ценностей человека, его задатков, способностей и дарований. Может быть, именно поэтому в свое время А. В. Луначарский советовал молодежи: «Можно разными способами помочь себе, но лучше всего отдаться общественной деятельности, науке, спорту» .
По мере того как спорт превращался из средства забавы сравнительно небольшого круга состоятельных людей в могучее средство формирования человеческой личности, повышались требования общества к спорту и требования спорта к спортсмену.
Сейчас, как правило, спортсмен высокого класса — высококультурный человек, наделенный недюжинными физическими способностями, большими знаниями и хорошо подготовленный к преодолению больших физических и психических нагрузок. Достаточно вспомнить имена Ю. Власова, В. Куца, В. Попенченко, Г. Шаткова и многих других "чемпионов и рекордсменов мира, олимпийских игр, чтобы убедиться в этом. Современный спорт требует высокоразвитого интеллекта и при известных условиях формирует не только такие качества личности, как смелость и мужество, но и творческие способности. Спортсмены очень часто находятся в условиях, которые требуют от них в необычайно короткие сроки оценить обстановку, принять решение, найти наиболее рациональный способ выполнения поставленной задачи.
Спорт — это область интересного и интенсивного творчества коллективов ученых, тренеров и самих спортсменов. Основа творчества — создание новой техники, тактики, методики тренировки. В системе «спортсмен — тренер — наука» еще задолго до появления рекорда планируются определенные результаты, заранее «конструируется» динамическая модель будущего рекорда, определяются временные характеристики движения результата и т. д. Например, в период подготовки к первенствам мира, олимпийским играм тщательно разрабатывается «стратегия и тактика» борьбы против спортивных соперников за установление новых рекордов. В период подготовки тренер выступает как математик и психолог, архитектор и строитель будущего высшего спортивного достижения. Неистощимость творчества позволяет постоянно совершенствовать спорт во всех его проявлениях: разрабатывать оригинальную технику выполнения упражнений, новую конструкцию снарядов, новые методы спортивной тренировки и тактику спортивной борьбы.
Статьи по педагогике:
Роль решения задач
В общей системе обучения математике решение задач является одним из видов эффективных упражнений. Решение задач имеет чрезвычайно важное значение, прежде всего, для формирования у детей полноценных знаний, определяемых программой. Так, если мы хотим сформировать у школьников правильное понятие о сл ...
Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...
Виды библиографического описания документов
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические ...