Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет

Образование и воспитание » Обеспечение эффективной обратной связи в дидактическом информационном взаимодействии педагога и ребёнка 6-7 лет

Страница 3

В рамках различных подходов выделяют различные типы обратной связи.

В кибернетической классификации ОС разделяется на линейную и нелинейную, внешнюю и внутреннюю, «отрицательную», «положительную» и двойную.

Внешней ОС (оперативной или отсроченной во времени) называют способы учета и оценки результатов обучения учеников учителем, т.е. контроль знаний. Внутренней ОС – получение информации о результатах обучения самими учениками в процессе самоконтроля, самопроверки в разных формах. А.М. Матюшкин, Г.С. Никифоров, Л.А. Верещагина отмечают, что положительная ОС в обучении сигнализирует о правильности решения учебной задачи, отрицательная – о неправильности её решения. Для успешного информационного взаимодействия необходима своевременная (оперативная) ОС между педагогом и ребёнком. Такая связь с позиций личностно-ориентированного подхода должна осуществляться в форме педагогического оценивания, а не просто как информация о правильном или неправильном решении задачи (Е.И. Машбиц).

С позиций функционального подхода нами выделены следующие типы обратной связи в информационном взаимодействии педагога и ребёнка:

· индицирующая (показывающая правильность или неправильность ответа, выявляющая результаты учебной деятельности на различных этапах учебного процесса);

· диагностическая (способствующая установлению причины успеха или неуспеха в процессе выполнения конкретной учебной задачи или учебной деятельности в целом);

· мотивационно-ориентирующая (повышающая мотивацию учащихся с помощью основных суждений о результатах его деятельности);

· корригирующая (на основе которой осуществляется регулирование методик обучения, конкретизация его целей на разных этапах).

К средствам ОС мы относим материальные и идеальные объекты, которые используются педагогом и детьми в процессе обучения. Материальные средства

ОС – внешние изменения в поведении, учебных действиях педагога и учащихся, а также предметы, реальные объекты, способствующие получению обратной информации.

Нами разработана следующая бинарная психолого-педагогическая классификация средств внешней обратной связи. Выделяются виды средств ОС в зависимости от цели учебно-познавательной деятельности и от модальности восприятия связи. Данная классификация помогает педагогу не только ориентироваться в разнообразии средств обратной связи, но и адекватно цели обучения осуществлять их отбор в сложившейся педагогической ситуации.

К

средствам внутренней ОС

мы относим те «мысли о мыслях», умения выполнять умственные и практические операции, которые входят в состав действия установления факта ошибки в системе контроля (самоконтроля):

1) выбор приёмов и средств обратной связи (установление способов соотнесения результатов (объекта) с эталоном);

2) соотнесение, сравнение результата с эталоном;

3) поиск несоответствия;

4) фиксирование несоответствия результата эталону.

Средства внешней обратной связи

Виды средств ОС

в зависимости от цели учебно-познавательной деятельности

Примеры средств:

Виды средств ОС в зависимости от модальности восприятия связи

визуальные

аудиальные

кинестетические

Средства организации учебно-познавательной

деятельности

Изменения в жестах

+

 

+

Изменения в мимике

+

 

+

Изменения в поведении

   

+

Обращения

 

+

 

Организационные фразы

 

+

 

Комментируемое управление

 

+

 

Средства стимулирования учебно-познавательной деятельности

Похвала

 

+

 

Замечания

 

+

 

Советы

 

+

 

Игнорирование

   

+

Значки награждения

+

   

Значки порицания

+

   

Средства контролирования учебно-познавательной деятельности

Контрольные вопросы

 

+

 

Письменные задания

     

Перфокарты

+

   

Планшеты

+

 

+

Сигнальные карточки

   

+

Игрушка-контролёр

+

 

+

Буквенные и цифровые вееры

+

 

+

Компьютерные программы

+

+

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...

Система текущей проверки знаний учащихся
Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебн ...

Правила составления списка использованных источников
Список должен содержать сведения об источниках, использованных при составлении отчета. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Содержание списка использованных источников определяет автор работы, исходя из цели и задач ее выполнения. Последовательность расположения ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru