Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.) Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
Недостатки традиционного урока
а) жёсткая регламентация времени и пространства;
б) доминируют фронтальные методы над индивидуальными;
г) слабая связь изучаемой теории с практикой;
д) преобладание репродуктивных методов над творческими;
е) трудности с реализацией личностно – ориентированного дифференцированного обучение
Типичные недостатки современного урока:
1. Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса визуалы-аудиалы-кинестетики).
2. Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией преподаваемого предмета, методами научного познания. (Учитель затрудняется определить место урока в системе уроков в теме, разделе, курсе в целом.)
3. Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).
4. Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока (Знания Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в жизни. См стандарт) Знания о способах деятельности, методах научного познания относится к компоненту «Знания»
5. Преобладание комбинированных уроков (нет блочно-модульной системы в старших классах!)
6. Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные, групповые и общеклассные формы
7. Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично – поисковых, эвристических бесед, проектов, исследований и др.)
8. Необъективная и негуманная оценочная деятельность учителя (система учёта и оценки знаний).
9. Плохо используются возможности кабинетной системы.
10. Не уделяется достаточного внимания инструктажу о выполнении домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.
Статьи по педагогике:
Общий обзор системы образования средневековья на территории
нынешнего Узбекистана
Воспитание и школа в Средней Азии. С обретением статуса независимости Республики Узбекистан открылась историческая возможность, формируя свою государственность, обратиться к истокам нашей культуры, к огромному, требующему познания духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в на ...
Возможность и целесообразность ознакомления
детей с культурой народов дальнего зарубежья
Культура (от лат. Cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, навыко ...
Внеурочная деятельность младших школьников при организации
ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...