Проблемы и перспективы современного урока

Образование и воспитание » Проблемы и перспективы современного урока

Страница 2

Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.

На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется и к ней предъявляются следующие общие требования:

– формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни

– повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование у учащихся черт личности;

– осуществление всестороннего развитие учащихся

– формирование у учащихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать жизненные задачи

– вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой и другими источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

– формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес и потребность в расширении и приобретении знаний

Развитие обучающихся на уроке

• Формирование личности ребёнка

• Я – концепция

• Свобода и ответственность

• Самостоятельность и творчество

• Коммуникативность

• Мотивация и проблемность

• Логическое и эмоциональное развитие

• Произвольное и непроизвольное внимание

• Все виды памяти: моторная, образная, словесная, логическая, эмоциональная.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования.

Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к жизни.

Дидактические требования

. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами ситуациями, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Приучать учащихся к самостоятельностии самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования

. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.

Гигиенические требования.

Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Одно из основополагающих требований к современному учителю владение современными педагогическими технологиями. Безусловно, на каждом уроке у педагога должны работать несколько технологий в комплексе, которые будут направлены не только на обучение, развитие и воспитание, но и сохранение здоровья детей.

Взаимодействие педагога с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Содержание образования определяется целями обучения, а последние диктуются потребностями общества. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. Цель обучения сегодня уже недостижима простым сообщением определённой суммой знания, которые ученики должны запоминать и воспроизводить. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности, которые выработало человечество. Но и этого мало, т.к. это способы не могут служить вечно. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Придётся вырабатывать новые способы познания и практической деятельности. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Шкала пересчёта первичных баллов в отметки
Задания экзаменационной работы оцениваются разным количеством баллов в зависимости от типа и трудности. Правильное выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл, за выполнение заданий с развёрнутым ответом можно получить от 0 до 2 баллов в зависимости от полноты и пра ...

Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
Система образования в Японии. Основной задачей политики японского государства в сфере образования стало воспитание и обучение творческой, неординарно мыслящей, гармоничной и духовно богатой личности, способной действовать в разнообразно консолидированных общественных и государственных структурах. В ...

Лингвистические основы изучения звуко-слоговой структуры слова
Раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, то есть способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, называется фонетикой. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой. В отличие от нее общая фонетика на материале различных я ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru