Урок проводит учитель. От его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий почерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.
На сегодняшнем этапе вся система образования постепенно меняется и к ней предъявляются следующие общие требования:
– формирование у учащихся сознательных, глубоких и прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовке их к жизни
– повышение воспитательного эффекта обучения на уроке, формирование у учащихся черт личности;
– осуществление всестороннего развитие учащихся
– формирование у учащихся самостоятельности, творческой активности, инициативы, как устойчивых качеств личности, умения творчески решать жизненные задачи
– вырабатывать умение самостоятельно учиться, приобретать и углублять знания, работать с книгой и другими источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
– формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес и потребность в расширении и приобретении знаний
Развитие обучающихся на уроке
• Формирование личности ребёнка
• Я – концепция
• Свобода и ответственность
• Самостоятельность и творчество
• Коммуникативность
• Мотивация и проблемность
• Логическое и эмоциональное развитие
• Произвольное и непроизвольное внимание
• Все виды памяти: моторная, образная, словесная, логическая, эмоциональная.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования.
Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к жизни.
Дидактические требования
. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами ситуациями, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Приучать учащихся к самостоятельностии самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Психологические требования
. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер учителя проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками требовательность педагога в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное психическое состояние на уроке – неуверенность, скованность или, наоборот, излишнюю самоуверенность, игривость, повышенную возбудимость.
Гигиенические требования.
Соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.
Одно из основополагающих требований к современному учителю –владение современными педагогическими технологиями. Безусловно, на каждом уроке у педагога должны работать несколько технологий в комплексе, которые будут направлены не только на обучение, развитие и воспитание, но и сохранение здоровья детей.
Взаимодействие педагога с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.
Содержание образования определяется целями обучения, а последние диктуются потребностями общества. Современному обществу нужны люди, обогатившие свой ум научными знаниями, самостоятельно мыслящие, умеющие творчески применять эти знания для решения творческих и познавательных задач, выдвигаемых жизнью. Цель обучения сегодня уже недостижима простым сообщением определённой суммой знания, которые ученики должны запоминать и воспроизводить. Одновременно с вооружением знаниями и на их основе надо учить учащихся способам познания и практической деятельности, которые выработало человечество. Но и этого мало, т.к. это способы не могут служить вечно. Под влиянием прогресса науки и техники перед людьми будут возникать новые всё более сложные задачи, для решения которых старые, усвоенные в школе способы окажутся недостаточными или вовсе непригодными. Придётся вырабатывать новые способы познания и практической деятельности. Необходимо передать ученикам не только накопленные обществом знания и готовые способы деятельности, но и развивать способность самостоятельно находить, приобретать, конструировать ранее неизвестные способы познавательной и практической деятельности.
Статьи по педагогике:
Теоретические основы музыкального воспитания глухих
детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...
Дошкольная педагогика Франции
Основоположником дошкольной педагогики Франции является Полина Кергомар (1838-1925), видный деятель народного образования, главный инспектор приютов, создатель педагогики материнских школ, автор программы воспитания в дошкольных учреждениях. Впитав лучшие традиции французской педагогики, она создал ...
Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации
об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...