Положение теории гуманитаризации математического образованя

Страница 1

Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения.

Идентификация:

по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения математике;

по отношению к ребёнку – личностно-ориентированная;

по направлению модернизации традиционной системы обучения технология основывается на конкретной реализации идеи гуманитаризации школьного математического образования, раскрытой ранее.

Концептуальная часть: позиция ребёнка. Рассмотрим законы высшей нервной деятельности, объясняющие процессы познания. Первый закон взаимной индукции. Суть его в следующем: «если возбуждаются одни участки головного мозга, то в других в это время идут процессы торможения». Например, когда решается математическая задача, все знания о литературе, театре как бы «замирают». Второй закон – закон динамического стереотипа: «при частых, постоянных раздражениях одних участков головного мозга и столь же постоянных раздражениях других происходит устойчивое распределение очагов возбуждения. М.Л. Портнов подмечает важную закономерность: «чем больше очагов возбуждения, тем больше их может появиться – возможности головного мозга во много раз выше, чем кажется».

Описанные характеристики познавательного процесса дают возможность предположить, что обучение учащихся будет носить более продуктивный характер, если при изучении дисциплин естественно-математического цикла мы по возможности активно будем воздействовать на различные участки головного мозга, используя органические части гуманитарных и негуманитарных дисциплин.

Среди целей, положенных в основу технологии гуманитаризации школьного математического образования, можно выделить следующие:

учебные цели в когнитивной (мыслительной) области:

- формировать умения учащихся строить новые сочетания математических знаний со знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;

- формировать умения учащихся транслировать математический материал из одной формы выражения в другую, т.е. умение интерпретировать учеником математический материал с помощью гуманитарных объектов;

- формировать умения учащихся использовать изученный математический и гуманитарный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, отыскивать точки соприкосновения математической и гуманитарной культур.

Заметим, что, сформулированные выше цели не касаются теоретических основ математики, поскольку задача предлагаемой технологии гуманитаризации – не вносить изменения в действующую систему математических знаний, а обогащать её гуманитарными объектами.

Учебные цели в эмоционально-ценностной области:

- формировать восприятие учащимися целостной картины мира, а не разделённой на различные области человеческого познания;

- формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к таким составным частям культуры, как математика и гуманитарные науки;

- способствовать концептуализации ценностных ориентаций учащихся к составным частям культуры, организации собственной системы ценностей;

- развивать правополушарные и левополушарные возможности учащихся как одного из условий формирования необходимого уровня усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль.

Для гуманитаризации школьного математического образования осуществляется системный подход. Элементами этой системы являются цели и содержание школьного математического образования, раскрывающее связи с предметами гуманитарного цикла; законы высшей нервной деятельности, объясняющие процессы познания, методы и средства обучения. Функционирование указанных элементов системы должно основываться на следующих основополагающих принципах: принципах гуманизации; принципе личностно-ориентированного подхода; принципе целостности; принципе выделения основной структуры системы и принципе органичности.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Интеграция детей с особыми потребностями
Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и ...

Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...

Народное образование Туркестана и их представители
Сегодня, с приобретением нашим государством независимости, появилась возможность по-настоящему изучать и оценить все то, что было создано учеными-просветителями узбекского народа в конце ХIХ – и начале ХХ вв. Великое духовное наследие Абдуллы Кадыри, Абдулхамида Чулпана, Абдурауфа Фитрата, Усмана Н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru