Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической деятельности, которая ведется в двух направлениях: постановка целей и задач Центра и воспитание коллектива, способного решить эти задачи, достичь поставленных целей.
Педагогическая культура деятельности руководителя этнокультурного центра представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития его личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности.
В специальной литературе последних лет обозначено несколько подходов к определению сущности понятия «педагогическая культура». Отдельные авторы представляют ее как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления и становления) личности. Другие видят в ней сущностную характеристику целостной личности, способной к диалогу культур в индивидуально-личностном плане. Третьи под ней понимают динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения, в качестве компонентов которых выделяются педагогическая позиция и личностные качества, профессиональные знания и культура педагогического мышления, профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности, саморегуляция личности и культура профессионального поведения.
Сущностной анализ представленного понятия «педагогическая культура», в том числе и её педагогические ценности, позволяет выделить в ней несколько особенностей, раскрывающих как эволюцию их формирования и развития, так и сферу применения. Это послужило основанием для ее достаточной систематизации и отражения ее общих признаков и особенностей в виде трех уровней Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.
Реликтовый (лат. relictum - остаток, память) уровень включает в себя педагогические установки, ценности, нормы, способы и формы педагогического процесса этнокультурного центра, вызванные к жизни предшествующей эпохой. Это продукт традиционной культуры, который основывается на том, что процессы обучения и воспитания организуются как бы «по памяти», посредством реализации имеющегося эмпирического опыта предшествующей жизни.
Актуальный уровень обеспечивает реальное функционирование педагогического пространства этнокультурного центра, выстроенного по требованиям действующего социального заказа. В частности этнокультурные центры призваны выявить, сохранить и популяризировать традиционную народную культуру данного этноса, данного региона. Это педагогические преобразования внутри системы, выдерживающие жесткие нормы, требования и правила на предмет «чему учить» и «каким быть» в условиях данного этнокультурного центра.
Потенциальный уровень содержит педагогические этнокультурные программы, обращенные в будущее. Это собственно педагогическая инноватика, цели, которой - подготовка образовательных, производственных и других систем к этнокультурным требованиям завтрашнего дня. Часто эти программы не оцениваются по достоинству специалистами, которые не могут увидеть перспектив развития или в силу стихийно сложившегося стиля управления не приветствуют принципиальных нововведений. Когда общество статично, этот уровень педагогической культуры развивается в жестких условиях непринятия. В динамичном обществе его представители становятся генераторами конструктивных преобразований в традиционной народной культуре, связанных с развитием народной культуры новыми поколениями. Эти ценности педагогической культуры руководителя этнокультурного центра отражают наиболее высокие показатели его профессионализма, дающие ему возможность выбрать «золотую середину» между развитием и вульгаризацией народной культуры.
Статьи по педагогике:
Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству. Работа школы-интерната по эстетическому во ...
Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой
художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...
Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...