Общекультурная компетентность учителей

Образование и воспитание » Общекультурная компетентность учителей

Происходящие в стране масштабные социально-экономические преобразования инициировали культуротворческие функции общеобразовательной школы. В условиях, когда ей предстоит решать задачи превращения образовательного процесса в средство передачи культурно-исторического наследия человечества, проблемы, связанные с изучением различных характеристик профессионально-педагогической культуры учителя, приобретают особую актуальность. Формирующаяся парадигма образования предполагает, что учитель должен обладать качествами подлинного интеллигента, сочетать необходимый профессионализм и высокий уровень общей культуры.

По мере повышения научно-теоретического уровня и информационной насыщенности содержания образования в средней школе растет потребность в совершенствовании не только психолого-педагогических и научно-предметных знаний учителей, но и в улучшении их культурологической подготовки, вооружении знаниями, необходимыми для осмысления социокультурного контекста преподаваемой науки. Для учителей в современных условиях особенно важно сочетать глубину знаний по предмету с широкой эрудицией в других областях человеческой деятельности. Учитель призван стать подлинным просветителем, способным осмысливать фактический материал с философских позиций, осознавать место и значение науки в системе общечеловеческих ценностей.

В этой связи важным условием повышения уровня педагогической культуры учителей является развитие их общекультурной компетенции, которая в нашем исследовании интерпретируется как личностная и профессиональная характеристика учителя, показывающая его подготовленность и готовность к приобщению учащихся к культурному контексту преподаваемого предмета.

Цель исследования: выявить сущность общекультурной компетенции учителя, теоретически обосновать педагогические условия ее развития, определить ее влияние на успешность педагогической деятельности.

Объект исследования - общекультурная компетенция учителя как педагогическое явление.

Предмет исследования - педагогические условия эффективного развития общекультурной компетенции учителя как фактора успешности его профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в том, что общекультурная компетенция учителя является фактором, способствующим повышению эффективности педагогической деятельности

Для решения проблемы исследования определены следующие задачи:

- теоретически обосновать сущность общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- определить критерии и показатели оценки общекультурной компетенции учителей;

Научная новизна исследования заключается в:

- раскрытии понятия общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры;

- разработке путей развития общекультурной компетенции учителя;

- определении критериев и показателей общекультурной компетенции учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в

- обосновании целостного представления об общекультурной компетенции учителя как педагогическом явлении;

- выявлении педагогических условий эффективного развития общекультурной компетенции учителя;

- определении путей развития и критериев общекультурной компетенции учителя.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в соответствии с теоретическими положениями.

Статьи по педагогике:

Петербургский воспитательный дом
Дворец К. Г. Разумовского 2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.Гуманистические идеалы И. И. Бец ...

Санитарно-гигиенические навыки и их формирование у детей
Своевременное появление у детей санитарно-гигиенических навыков, указывает Р.С. Буре, является отражением их адекватного развития и начальной социализации. Воспитание гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при форм ...

Отметка в социальной жизни школьника
Как известно, средний возраст ребенка, идущего в первый класс – 6-7 лет. Обычно в школе детей делят на группы по 20-30 человек, каждая из которых становится классом. В процессе учебно-воспитательной работы класс постепенно превращается в первичный детский коллектив, со своими интересами, целями и п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru