Рациональное природопользование

Рациональное природопользование - это система природопользования, при которой полно используются добываемые природные ресурсы и, соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов, обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов.

При рациональном природопользовании происходит максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является одной из важных прикладных задач науки природопользования.

Составными частями рационального природопользования являются охрана, освоение и преобразование природы. И эти части проявляются в различных формах по отношению к разнообразным типам природных ресурсов. При использовании практически неисчерпаемых ресурсов (энергия солнечного и подземного тепла, приливов и отливов, энергии ветра) рациональность природопользования измеряется наименьшими эксплуатационными расходами, наибольшими коэффициентами полезного действия добывающих производств и установок. Для ресурсов исчерпаемых и невозобновимых (например, минеральных) важны комплексность и экономичность добычи, а также сокращение отходов. Охрана ресурсов, которые являются возобновимыми в ходе использования, направлена на поддержание их продуктивности и ресурсооборота, а эксплуатация должна обеспечивать их экономичную комплексную и безотходную добычу. А также сопровождаться мероприятиями по предотвращению ущерба смежным видам ресурсов. В настоящий момент времени это становится одной из самых актуальных проблем, которую необходимо решать обществу в срочном порядке. Это представляет собой такие вопросы и проблемы, которые уже не терпят отлагательства. Поэтому рациональное природопользование преследует двоякую цель. Во-первых, обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором можно было бы удовлетворить наряду с материальными потребностями, такие вопросы, как вопросы эстетики и отдыха. Во-вторых, обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления. На нынешнем этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды появляется новое понятие — это экологическая безопасность, под которым понимают состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду. Научной основой всех этих мероприятий по обеспечению экологической безопасности граждан и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.

Охрана природной среды на современном этапе развития общества является элементом самостоятельной, довольно специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу. Главнейшая роль в создание основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.

Статьи по педагогике:

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Физиологи А.Н.Кабанов, А.П. Чабовская отмечают, что возраст 6-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения». За год ребенок может вырасти на 7-10 см. К 7 годам средняя длина тела мальчиков достигает 118-128 см, девочек – 117-127 см, средняя масса тела мальчиков в этом возрасте колеблется от 22, ...

Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, ...

Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения ученик ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru