Методика преподавания курса "Природопользование в СУЗах"

Образование и воспитание » Методика преподавания курса "Природопользование в СУЗах"

Актуальность анализа курса «Природопользование в СУЗах» и учебных программ по природопользованию, разработка методических рекомендаций на основе данного тщательного анализа и реализации их в рамках средне-специальных учебных заведений (СУЗ) обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, очевидно, что современный этап развития общества можно отнести к «переходному». Перемены наблюдаются во всех сферах жизни, остро встают экологические проблемы, как локального, так и глобального характера. Любое производство и потребление связано с использованием, прежде всего, природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. Любое экономическое или иное решение тоже оказывает влияние на среду обитания в самом широком смысле этого понятия. По мере усложнения функционирования антропогенных систем, увеличения производства и потребления, роль природного фактора постоянно усиливается. Изучение его значения, роли и места является предметом природопользования. Уже здесь нужно вырабатывать иной подход к решению данных вопросов, как на практике, так и в том числе через образование студентов, обучающихся в средне-специальных учебных заведениях на какие-либо специальности. Таким образом, в условиях поиска и применении этих моделей на практике, подходящих к современной реальности и вызовам времени наука и образование не могут оставаться в стороне.

В современном обществе квалификация и компетентность кадров приобретают решающее значение для развития региона и страны и качества жизни населения. Изучая дисциплину «Природопользование» и реализуя знания, полученные при изучении данной дисциплины на практике, можно значительно улучшить качество жизни населения, как на локальном, так и на планетарном уровне. Этим объясняется то внимание, которое уделяется увеличению вклада образования в решение основных задач модернизации страны.

В связи с развитием информатизации образования на всех ступенях, практика обучения в средне-специальных учебных заведениях подверглась в последнее время серьезным изменениям, в том числе стали использоваться современные методы обучения, о которых даже пять или десять лет назад не было ничего известно. Прогресс не стоит на месте и активно внедряет новые технологии и соответственно методы, в том числе и в процесс обучения. Например, веб-квест и компьютерная симуляция.

Решая проблемы практики, к которым в том числе и относятся методы обучения студентов, необходимо задумываться о тех переменах, которые происходят в теории обучения. Иначе с одной стороны, это приведет к тому, что решение современных образовательных задач преподаватели будут осуществлять на основе устаревших, уже утративших свою актуальность постулатов классической и неклассической дидактики. С другой стороны, именно внутри в дидактики накоплен целый ряд острейших проблем, от решения которых во многом зависит успешность практических преобразований. Таким образом, необходимо формулировать новые неустаревшие методические рекомедации к излучающимся дисциплинам, в данном случае к дисциплине «Природопользование».

Все это заставляет осмыслить изменения и новые подходы к образовательному процессу в средне-специальных учебных заведениях, разработать новые методические и организационные рекомендации и внедрять современные методы обучения в образовательный процесс с целью лучшего усвоения знаний, умению искать и оперировать информацией, а сейчас это особенно актуально в век компьютеризации и Интернета, когда информации становится слишком большие и неупорядоченные объёмы, ставить проблемные вопросы и решать их, и, соответственно, готовить высококвалифицированных специалистов.

Даже имея возможность самостоятельного заполнения вариативной части основной образовательной программы, средне-специальное учебное заведение не может отклоняться от строго регламентированного количества академических часов, предусмотренных для ее освоения, а анализ показывает, что учебная программа «Природопользование» сильно уплотнена.

Отсюда следует, что при подготовке специалистов средне-специальных учебных заведений не зависимо от их специальности (экономической, технической или даже экологической), значительная доля нагрузки остается на самостоятельную работу студентов. А, соответственно, в условиях современного этапа развития общества необходимы современные методические и организационные рекомендации преподаванию дисциплины «Природопользование». Реализовать данную задачу можно посредством практического применения методических и организационных рекомендаций, разработанных в соответствии со стандартами образования и современными особенностями общества в целом, а также учётом возрастных особенностей учащихся и апробированных в средне-специальных учебных заведениях.

Анализ диссертационных исследований показал, что имеются работы в основном по данному направлению высшей школы, а вот средне-специальные учебные заведения практически не рассматриваются. Или рассматривается, но авторами зарубежной школы. Значительная часть работ содержит общие методические указания, но конкретно, по дисциплине «Природопользование» очень мало современных разработок.

Например, имеются диссертации, которые направлены на становление будущего специалиста как всесторонней личности: таких авторов, как Кондратенко О.А., Никулина И.В., Садыкова А.Р. и Сулима Т.В..

Новые изменения и требования общества распространяются на сферу образования, а, следовательно, и изменяют требования к педагогу-профессионалу. Он должен проявлять инициативу и ответственность за собственный профессиональный выбор, обладать готовностью к активной преобразовательной деятельности, в том числе знакомиться, внедрять и активно использовать новые методы обучения. Это всё происходит через процесс непрерывного самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания. На первый план выходят специалисты, обладающие творческим и теоретическим мышлением, готовые перенимать опыт западных учебных заведений, изучать современные технологии и внедрять их в процесс обучения через новые методы работы. Развитие и становление сети Интернет усилило возможность использования компьютера в процессе обучения разным предметам, в том числе и природопользованию. (A.M. Шейнис, Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко). Вместе с тем, несмотря на активное внедрение в учебный процесс современного интерактивного средства (компьютера), разработку разнообразных электронных носителей учебного назначения для преподавания природопользования, нужно отметить отсутствие достаточного числа методических рекомендаций по их применению, опирающихся на уровень компьютерной грамотности учителя и ученика. Как показывает практика преподавания природопользования в средне-специальных учебных заведениях, ещё не сложилась целостная система методических рекомендаций, позволяющая осуществлять качественный отбор методов, реализуя основные задачи урока и виды учебной деятельности.

Имеются разработки учебных программ для средне-специальных учебных заведений, например, такой автор, как Т.В. Третьякова, или для высших учебных заведений, такой автор, как В.М. Урусов.

Однако, тот же анализ показал, что не существует исследований и работ, посвященных разработке методических рекомендаций именно по дисциплине «Природопользование» для средне-специальных учебных заведений. Таким образом, это и определило направление исследования.

Объектом данного исследования является курс «Природопользование» в средне-специальных учебных заведениях.

Предмет исследования – курс «Природопользование» в СУЗах при подготовке специалистов разного профиля. Педагогическое образование, учебные программы «Природопользование», а также методико-организационные рекомендации.

Цель исследования – разработка методических рекомендаций и материалов для дисциплины «Природопользование» в средне-специальных учебных заведениях для подготовки студентов по специальностям разного профиля. Педагогическое образование, учебные программы «Природопользование».

Задачи исследования:

1.Исследование современного состояния обучению дисциплине «Природопользование» в СУЗах при подготовке специалистов разного профиля. Педагогическое образование, учебные программы «Природопользование». Тщательный анализ данных программ.

2. Изучение современного состояния процесса обучения по дисциплине «Природопользование» при подготовки специалистов в средне-специальных учебных заведениях. Анализ академических часов, отведённых на изучение программы. Создание рекомендаций по их эффективному использованию. Анализ методов обучения, рекомендации по использованию современных методов обучения таких, как компьютерная симуляция, веб-квест и другие.

3. Создание методических и организационных рекомендаций по дисциплине «Природопользование» для студентов, обучающихся в средне-специальных учебных заведениях по специальностям разного профиля.

Методы исследования. В исследовании использовались: теоретический анализ психолого-педагогической, методической, учебной литературы по проблеме современного среднего образования, а также диссертаций, учебно-методических комплексов и пособий, десять учебных программ на тему «Природопользование», разработанных для отдельных специальностей разного профиля высших и средних учебных заведений; при использовании метода синтеза и проектирования были разработаны методические рекомендации и учебные материалы с учетом требований применяемых к дисциплине «Природопользование» в средне-специальных учебных заведениях; проведение педагогического эксперимента.

Исследование проводилось в течение 2,5 лет.

Базой для исследования явилось НОУС СПО «Техникум туризма, менеджмента и информационных технологий». Исследование охватило 50 человек. Данная группа людей была представлена учащимися 2 курса. Исследование было проведено в три этапа.

На первом этапе (2011 - 2012 годы) диагностико-прогностическом – осуществлялся анализ состояния проблемы исследования в психолого-педагогической, методической литературе, был произведён анализ учебно-методических комплексов, десяти учебных программ по дисциплине «Природопользование» для средне-специальных учебных заведений. На этом же этапе были определены цели, задачи исследования, выделены объект и предмет исследования. Определялась методика опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2012 - 2013 годы) поисково-практическом – на основе анализа и обобщения теоретического и эмпирического материала разработаны единые методические рекомендации к дисциплине «Природопользование» в средне-специальных учебных заведениях, применяемых при обучении природопользованию на примере 2 курса студентов двух групп. Был проведен педагогический эксперимент. На этом этапе использовались такие методы исследования: формирующий и проверочный этапы эксперимента (создание экспериментальной и контрольной групп; проведение самого эксперимента в течение учебного года).

На третьем этапе (2013 - 2014 годы) обобщающем проводилось теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, систематизация и оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна, практическая значимость.

Новизна настоящего исследования заключается в тщательном анализе и обобщении информации учебно-методических комплексов и учебных программ, создании методических рекомендаций и материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта образования и требованиям современного общества с учётом возрастных особенностей студентов, количеством академических часов, глобальной компьютеризации жизни, по курсу «Природопользование» в средне-специальных учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования:

1. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на конференциях преподавателей и аспирантов КГУ им. К.Э. Циолковского (февраль 2012, 2013 г.)

2. По теме диссертации опубликована статья (Сборник «Научные труды КГУ им. К.Э. Циолковского» серия: Естественные науки, 2013 – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013)

3. По результатам исследования подготовлено выступление и статья на конференцию преподавателей и аспирантов КГУ им. К.Э. Циолковского 2014 г.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость создания методических рекомендаций и материалов по дисциплине «Природопользование» для средне-специальных учебных заведений

2. Анализ количества академических часов, отведённых в учебных программах по природопользованию и рекомедации по самостоятельной работе в уплотнённых условиях. Методические рекомендации по дисциплине «Природопользование» в СУЗах для студентов разных специальностей.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка.

Во введении раскрыто: актуальность данного исследования; объект, предмет и цель исследования; задачи, методы и практическая значимость работы; положения, выносимые на защиту. В первой главе ««Природопользование» как учебная дисциплина. Связь с другими дисциплинами» изложен материал из истории вопроса, а также проанализировано, что учебная дисциплина включает в себя два компонента. Во-первых, это система знаний, а, во-вторых, это система учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение. Данные компоненты раскрыты в соответствии с учебной дисциплиной «Природопользование». В главе раскрыта необходимость создания методических рекомендаций по дисциплине «Природопользование» для СУЗов при подготовке специалистов разного профиля. Во второй главе «Методические указания к дисциплине «Природопользование»» представлены проблемы методики обучения природопользованию, анализ объёма академических часов, отведённых на изучение программы, методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся, требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины, формы, особенности методов обучения по дисциплине «Природопользование», составлены и даны методические и организационные рекомендации по дисциплине «Природопользование», в том числе и по современным методам обучения.

В третьей главе «Материалы к дисциплине «Природопользование»» даны материалы по предмету такие, как «понятие природопользование», «рациональное природопользование», «нерациональное природопользование», «малоотходные производства». А также имеется разработанный лекционный материал.

В заключении подведены результаты работы и сделаны выводы о выполнении поставленных задач, намечены перспективы дальнейших исследований по данному направлению.

Статьи по педагогике:

Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения
Отдельной методики по формированию просодической стороны речи не существует, поэтому в коррекционной работе мы использовали приемы, предложенные Бабиной Г.В., Лопатиной А.В., Серебряковой Н.В.Сорокиной В.Т.А., Кротковой А.В., Емельяновой Л.Ф., Смирновой И.А. Методические рекомендации разработаны с ...

Средства обучения и их особенности
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Средства обучен ...

Роль речи в психическом развитии ребенка
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru