Совершенствование и развитие ресурсных циклов является основным путем перехода к рациональному природопользованию и базируется на нескольких общих правилах и принципах. Данные принципы, возможно, использовать в любой области природопользования и производства. Их можно сформулировать следующим образом:
• принцип системного подхода.
Предусматривает всестороннюю комплексную оценку воздействия производства на окружающую среду и ее ответных реакций. Позиция системного подхода: ни один ресурс не может использоваться или охраняться независимо от другого.
• принцип оптимизации природопользования.
Заключается в применении наиболее целесообразных и рациональных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и регионов.
• принцип опережения темпов заготовки сырья темпами выхода конечной продукции.
Он основан на снижении количества образующихся в процессе производства отходов, т. е. на более полном использовании и уменьшении количества исходного сырья, затрачиваемого на единицу продукции.
• принцип гармонизации отношений природы и производства.
Данный принцип заключается в создании и эксплуатации природно-технических систем, которые обеспечивают, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой - поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки. Гармонизация отношений природы и человека изучается теорией коэволюции, то есть взаимосвязанной совместной эволюции человека и природы. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов. Таким образом, оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Но из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека быстро, многие виды не успевают приспособиться и вымирают. Общество должно сознательно ограничивать свое воздействие на природу, чтобы обеспечить возможность дальнейшей коэволюции.
• принцип меры преобразования природных систем.
В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранить свойство самоподдержания, то есть саморегуляции и самоорганизации. Необходимо учитывать их ассимиляционную емкость, количество изымаемого природного ресурса, структуру экосистемы и другие факторы, которые обеспечивают ее функционирование.
• принцип саморегуляции.
При создании техногенных комплексов нужно учитывать то, что способностью к саморегуляции и саморазвитию могут обладать не только биологические, но отчасти и рационально созданные производственные и природно-техногенные системы, а это позволяет значительно снизить их негативное влияние на биосферу и затраты на поддержание устойчивости.
• принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства на базе имеющихся в регионе сырьевых, энергетических, демографических ресурсов.
Заключается в создании территориальных производственных комплексов, которые позволяют более полно использовать природные ресурсы. И тем самым снизить количество отходов и вредную нагрузку на окружающую среду. Такие комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной структурой и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.
• принцип безотходности.
Заключается в том, что отходы, образующиеся в результате использования одного природного ресурса, должны использоваться или служить сырьем для другого производства. Этот принцип фактически и практически дополняет предыдущий, так как его можно сформулировать и несколько иначе, то есть необходимо создание таких производственных комплексов, в которых образующие их предприятия утилизируют отходы друг друга.
Статьи по педагогике:
Исследование звуко-слоговой структуры слова у
дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящей главе будут изложены ход, содержание и результаты эксперимента, проводившегося в подготовительной группе Сузунского детского сада в период с мая 2003 до сентябрь 2004 года. Исследование проводилось в группе детей 5-6 лет, в которой 10 человек имеют общее недоразвитие речи. В ходе экспер ...
Классификации методов обучения
По этому вопросу в дидактике нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы. 1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспр ...
Характеристика комплекса дидактических игр по
развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Мы изучили много различных дидактических игр различной вариативности предлагаемых Бондаренко А.К., а также Швайко Г.С. опираясь на разработки этих авторов, мы создали комплексы дидактических игр из игр разных разделов развития речевой деятельности: - расширение ориентировки в окружающем и формирова ...