Серная кислота
Таблица 2. Получение серной кислоты контактным способом
Стадия |
Уравнения реакций |
Обжиг пирита и получение оксида серы (IV) |
|
Окисление SO2 в SO3 в присутствии катализатора (V2O5) |
|
Растворение SО3 в серной кислоте и получение олеума |
H2SO4 + nSO3 ® H2SO4 × nSO3 Олеум используют для получения серной кислоты любой концентрации, разбавляя его в воде. Олеум перевозят в железных цистернах. H2SO4 ×nSO3 + nH2O ® (n – l)H2SO4 |
Таблица 3. Химические свойства серной кислоты
Свойство |
Описание и уравнения реакций |
Реакции разбавленной серной кислоты | |
С металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода |
2Na + H2SO4 ® Na2SO4 + Н2 Zn + H2SO4 ® ZnSO4 + H2 |
С оксидами металлов |
H2SO4 + MgO ® MgSO4 + H2O |
С солями более слабых и более летучих кислот |
H2SO4 + Na2CO3 ® Na2SO4 + H2O + CO2 H2SO4 + BaCl3 ® BaSO4 + 2HCl |
С основаниями |
H2SO4 + 2NaOH ® Na2SO4 + 2H2O |
С аммиаком |
2NH3 + H2SO4 ® (NH4)2SО4 |
Реакции концентрированной серной кислоты | |
Взаимодействие с неактивными металлами |
2H2SO4 + 2Ag ® Ag2SO4 + SO + 2H2O H2SO4 + Cu ® CuSO4 + SO2 + 2H2O 2H2SO4 + Hg ® HgSO4 + SO2 + 2H2O Следует помнить, что, так как в концентрированной серной кислоте окислителем является анион SO42-, а не катион Н+, то водород не выделяется. |
Взаимодействие с активными металлами |
Активные металлы восстанавливают серную кислоту до H2S: 4Mg + H2SO4 ® 4MgSO4 + H2S + 4H2O |
Взаимодействие с менее активными металлами |
Менее активные металлы восстанавливают серную кислоту до SO2: 2H2SO4 + Zn ® ZnSO4 + SO2 + 2H2O В зависимости от концентрации могут образовываться и другие продукты реакции, например: S или Н2S. 4H2SO4 + 3Zn ® 3ZnSO4 + S¯ + 4H2O 5H2SO4 + 4Zn ® 4ZnSO4 + H2S + 4H2O |
Взаимодействие с алюминием, хромом и железом |
На холоде с этими металлами серная кислота не взаимодействует. При нагревании идут следующие реакции:
|
Взаимодействие с неметаллами |
S + 2H2SO4 ® 3SO2 + 2H2O С + 2H2SO4 ® 2SO2 + CO2 + 2H2O 2P + 5H2SO4 ® 2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O |
Окисление сложных веществ |
8HI + H2SO4 ® 4I2¯ + H2S + 4H2O 2HBr + H2SO4 ® Br2¯ + SO2 + 2H2O 3H2S + H2SO4 ® 4S¯ + 4H2O H2SO4 + nC12H22O11 ® 12nC + H2SO4 × 11nH2O |
Урок № 1. Положение химических элементов подгруппы кислорода в периодической таблице химических элементов, строение их атомов
Цели и задачи: учащиеся должны уметь применять знания о строении атома для характеристики атомов элементов подгруппы кислорода; знать, как изменяется строение атомов элементов главной подгруппы.
Ход урока
I. Организационный момент; проверка домашнего задания
II. Новый материал.
1. Строение атомов кислорода и серы (табл. 4).
Статьи по педагогике:
Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе
педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...
План занятий математического кружка учащихся 5-х классов и методические
рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. Некоторые темы, предлагаемые для изучения на занятиях математического кружка, напрямую не связаны с изучением программного материала. Это такие темы как «Принцип Дирихле», «Арифметика Магн ...
Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...