Серная кислота
Таблица 2. Получение серной кислоты контактным способом
Стадия |
Уравнения реакций |
Обжиг пирита и получение оксида серы (IV) |
|
Окисление SO2 в SO3 в присутствии катализатора (V2O5) |
|
Растворение SО3 в серной кислоте и получение олеума |
H2SO4 + nSO3 ® H2SO4 × nSO3 Олеум используют для получения серной кислоты любой концентрации, разбавляя его в воде. Олеум перевозят в железных цистернах. H2SO4 ×nSO3 + nH2O ® (n – l)H2SO4 |
Таблица 3. Химические свойства серной кислоты
Свойство |
Описание и уравнения реакций |
Реакции разбавленной серной кислоты | |
С металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода |
2Na + H2SO4 ® Na2SO4 + Н2 Zn + H2SO4 ® ZnSO4 + H2 |
С оксидами металлов |
H2SO4 + MgO ® MgSO4 + H2O |
С солями более слабых и более летучих кислот |
H2SO4 + Na2CO3 ® Na2SO4 + H2O + CO2 H2SO4 + BaCl3 ® BaSO4 + 2HCl |
С основаниями |
H2SO4 + 2NaOH ® Na2SO4 + 2H2O |
С аммиаком |
2NH3 + H2SO4 ® (NH4)2SО4 |
Реакции концентрированной серной кислоты | |
Взаимодействие с неактивными металлами |
2H2SO4 + 2Ag ® Ag2SO4 + SO + 2H2O H2SO4 + Cu ® CuSO4 + SO2 + 2H2O 2H2SO4 + Hg ® HgSO4 + SO2 + 2H2O Следует помнить, что, так как в концентрированной серной кислоте окислителем является анион SO42-, а не катион Н+, то водород не выделяется. |
Взаимодействие с активными металлами |
Активные металлы восстанавливают серную кислоту до H2S: 4Mg + H2SO4 ® 4MgSO4 + H2S + 4H2O |
Взаимодействие с менее активными металлами |
Менее активные металлы восстанавливают серную кислоту до SO2: 2H2SO4 + Zn ® ZnSO4 + SO2 + 2H2O В зависимости от концентрации могут образовываться и другие продукты реакции, например: S или Н2S. 4H2SO4 + 3Zn ® 3ZnSO4 + S¯ + 4H2O 5H2SO4 + 4Zn ® 4ZnSO4 + H2S + 4H2O |
Взаимодействие с алюминием, хромом и железом |
На холоде с этими металлами серная кислота не взаимодействует. При нагревании идут следующие реакции:
|
Взаимодействие с неметаллами |
S + 2H2SO4 ® 3SO2 + 2H2O С + 2H2SO4 ® 2SO2 + CO2 + 2H2O 2P + 5H2SO4 ® 2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O |
Окисление сложных веществ |
8HI + H2SO4 ® 4I2¯ + H2S + 4H2O 2HBr + H2SO4 ® Br2¯ + SO2 + 2H2O 3H2S + H2SO4 ® 4S¯ + 4H2O H2SO4 + nC12H22O11 ® 12nC + H2SO4 × 11nH2O |
Урок № 1. Положение химических элементов подгруппы кислорода в периодической таблице химических элементов, строение их атомов
Цели и задачи: учащиеся должны уметь применять знания о строении атома для характеристики атомов элементов подгруппы кислорода; знать, как изменяется строение атомов элементов главной подгруппы.
Ход урока
I. Организационный момент; проверка домашнего задания
II. Новый материал.
1. Строение атомов кислорода и серы (табл. 4).
Статьи по педагогике:
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь
антропологизации педагогического процесса
Ведущей антропологической идеей гуманистического воспитания является категория свободы. В исследованиях последнего десятилетия (О.С. Газман) гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), социального (культурного) и экзистенциального ...
Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...
Особенности процесса развития воображения у детей с
нарушением слуха
Дети со слуховой депривацией уже на ранних этапах онтогенеза отстают от слышащих сверстников в развитии воображения, однако при наличии коррекционного обучения высокого качества учащиеся с нарушением слуха могут не только продемонстрировать аналогичный уровень развития воображения по сравнению с но ...