n (BaО2) = т /169, следовательно, n(О2) = т /(2 • 169).
Сравнивая количества вещества кислорода, которое получается в каждой реакции, делаем вывод, что максимальное количество, а значит, и объем этого вещества можно получить при разложении хлората калия.
Задача 5. Смесь равных масс алюминия и кислорода нагрели в закрытом сосуде в отсутствие воздуха. После окончания реакции к смеси веществ добавили такую же массу расплавленной серы. Во сколько раз масса исходной смеси отличается от массы полученной смеси веществ?
Решение
Пусть в реакцию вступили 100 г алюминия и 100 г кислорода. Найдем количества веществ:
n (Аl) = 100/27 = 3,7 моль;
n (О2) = 100/32 = 3,1 моль.
По уравнению реакции
4Аl + 3О2 = 2Аl2О3
с 3,7 моль алюминия прореагируют 2,8 моль кислорода. Следовательно, 0,3 моль кислорода останутся в избытке. Этот избыток кислорода будет взаимодействовать с серой: S + О2 = SO2
n (S) = 100/32 = 3,1 моль.
Количество вещества оксида серы(IV) будет равно 0,3 моль; 2,8 моль серы останется после реакции. Итак, по окончании всех реакций смесь будет содержать оксид алюминия (3,7/2 моль), серу (2,8 моль) и оксид серы(IV) (0,3 моль). Найдем массу этой смеси:
т = 1,85 • 102 + 2,8 • 32 + 0,3 • 64 = 298 г.
Масса исходных веществ равна 200 г. Масса полученной смеси больше массы исходных веществ примерно в 1,5 раза.
Задача 6. Через раствор массой 280 г, содержащий 0,02 массовые доли гидроксида калия, пропустили 2,24 л оксида серы(IV). Какая соль (кислая или средняя) образовалась? Какова ее масса?
Ответ. Кислая соль KHSO3 массой 12 г.
Задача 7. Какова массовая доля гидроксида натрия в растворе массой 200 г, если известно, что при пропускании сернистого газа через раствор образуется сульфит натрия массой 25,2 г? Ответ. 8%.
Задача 8. Рассчитайте массу серной кислоты, содержащейся в растворе объемом 2 л с массовой долей кислоты 0,98, плотность раствора 1,84 г/см3. Ответ. 3,6 кг.
Какой объем раствора серной кислоты концентрацией 0,25 моль/л вступает в реакцию с цинком, если при этом выделяется водород объемом 6,72 л (н. у.)? Ответ: 1,2 л.
Задача 10. При полном разложении 56,1 г смеси хлората калия и перманганата калия образовалось 8,96 л кислорода. Определите состав исходной смеси в % по массе.
Ответ. w (KMnO4) = 56,3%; w (KClO3) = 43,7%.
Задача 11. При нагревании 63,2 г перманганата калия получено 3,36 л кислорода. Определите степень разложения перманганата калия (в %) и количественный состав твердого остатка.
Ответ. Степень разложения KMnO4 – 75%; w (K2MnO4) = 50,6%; w (MnO2) = 22,3%; w (KMnO4) = 27,1%.
Задача 12. Вычислите объем раствора серной кислоты с массовой долей Н2SO4 96% (w= 1,84 г/мл), необходимого для приготовления 2 л раствора с молярной концентрацией 0,25 моль/л.
Ответ: 27,74 мл.
Далее учащимся на доске предлагаются задания для самоконтроля из следующих заданий:
1. Допишите уравнения практически осуществимых реакций:
а) Na2SO4 + KCl . ;
б) SO2 + Cа(ОН)2 . ;
в) Al + O2 . ;
г) KOH + H2SO4 . ;
д) Сu(OH)2 + SO3 . ;
е) Ba(OH)2 + H2S . ;
ж) H2SO4 + Cu . ;
з) CaSO4 + Ba(NO3)2 . ;
и) Na2SO3 + H2SO4 . ;
к) Al + H2SO4 (разб.) . .
2. Какие из предложенных веществ реагируют между собой:
Мg, Ва(ОН)2, SO3, Н2О, Сu(ОН)2, К2SO4, Н2SO4, Сu?
Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
3. С какими веществами реагирует оксид серы(IV):
H2O, H2SO4, NаСl, NаОН, СаО, О2, Аl(ОН)3?
4. Напишите уравнения реакций следующих превращений:
Установите формулы веществ А и Х.
5. Составьте схемы электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнениях реакций:
а) H2S + НNO2 S + NO + H2O;
б) Н2О2 + FeSO4 + Н2SO4 Fe2(SO4)3 + Н2О;
в) Na2O + NaI + Н2SO4 I2 + Na2SO4 + Н2О;
г) Н2SO4 + КВr K2SO4 + Вr2 + SO2 + Н2О;
д) Н2SO4 + NaI + NаNО3 I2 + NO + Na2SO4 + Н2О.
Система уроков по теме «Кислотные дожди» для 10–11 классов с углубленным изучением экологии
Цели:
раскрыть причины и механизм образования кислотных дождей;
показать их влияние на все компоненты биосферы, в том числе на человека;
обсудить основные методы снижения кислотообразующих выбросов в атмосферу.
На занятиях можно использовать аудиовизуальные технические средства обучения:
плакаты «Шкала кислотности», «Кислотные дожди», «Последствия кислотных дождей»;
дидактический раздаточный материал в виде таблицы, диаграммы источников выбросов в атмосферу оксидов серы и азота, схемы образования кислотных аэрозолей и дождей;
Статьи по педагогике:
Формы контроля
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 5 форм контроля: 1. Индивидуальная 2. Групповая 3. Фронтальная 4. Взаимный контроль 5. Самоконтроль 1. Индивидуальный контроль. При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. ...
Рекомендации социальному педагогу по профилактике
наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...
Исследование уровня физической
подготовленности школьников 10-11 лет
В настоящее время проведены глубокие исследования различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов. Однако при проведении занятий с детьми 10-11 лет (4 класс) нельзя опираться только на литературные данные, необходимо проводить индивидуальную оценку уровня двигательной подготов ...