Интегрированный урок на тему
«Заимствованные слова»
Родионова Н.А. из г.Кандалакша предлагает конспект урока по рассматриваемой мною проблеме.
Цель урока. После изучения этой темы учащиеся должны:
Знать: 1) почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями?
2) Что происходит со словами-«иностранцами» в русском языке?
3) Каково отношение общества к заимствованиям?
Уметь: пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).
Эпиграфом к уроку могу стать слова В.Г.Белинского: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (о теме и цели урока).
Задание. Послушайте текст, выпишите в тетрадь слова, которые покажутся вам знакомые.
Учитель английского языка читает английский текст «Sport in England».
- Какова тема текста?
- Почему вы так решили? Ведь текст на иностранном языке?
Учитель немецкого языка читает текст на немецком языке.
- Какова тема теста?
- Почему вы так решили? Ведь текст на немецком языке?
(Ребята высказывают свои мнения.)
Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков.
- Как они к нам попали?
Немного истории: сообщение учащихся о времени проникновения в наш язык немецких и английских слов, об истории слов (учитель вводит слово этимология): вокзал, бойкот, комбайн (из англ.), лодырь, верстак, ягдташ (из нем.).
- Почему же слова из одного языка проникают другой? И какими путями? (Ребята высказывают свое мнение.)
- А что происходит со словами-«иностранцами», когда они попадают в русский язык?
Учителя иностранных языков на конкретных примерах показывают эти процессы: jazz – джаз
cowboy – ковбой die Schrift – шрифт
cakes – кекс die klasse – класс
Обобщение: итак, слово осваивается 1) графически, 2) фонетически, 3) грамматически, 4) лексически.
- И все же по некоторым элементам в слове можно узнать, откуда оно к нам пришло:
Из английского: Из немецкого:
дж – джаз шт, шп – в начале слова
-инг – митинг -ман
мен – спортсмен -мейстер на конце
-бург
Задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. (Слова записаны на доске.)
Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня,
почтмейстер, спортсмен, джин, штабель,
Оренбург, штамп, спиннинг, вундеркинд.
- Как можно проверить себя?
- Где вообще можно узнать о происхождении слова?
Учитель знакомит учащихся с этимологическим словарем, со словарем иностранных слов, с пометами в толковом словаре.
Задание. Найдите в толковом словаре учебника заимствованные слова.
- А заимствованные слова – это хорошо или плохо? (Учитель вводит элемент дискуссии.)
- Понятны ли вам эти слова: маркетинг, консенсус, паритет?
Обобщение: благодаря заимствованиям русский язык, становится богаче, угрозы для него не составляют (заимствованных слов всего 10%. Можно провести эксперимент: подсчитать все слова на одну букву и выяснить, сколько среди них иностранных.) Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические контакты.
Важным условием является правильное, умеренное использование иностранных слов. Против бездумного использования иноязычных слов выступал В.И.Ленин.
II. – А теперь обратимся к таблице:
Русский язык Английский язык Немецкий язык
мать mother Mutter
нос nose Nase
волк wolf Wolf
сестра sister Schwerster
сын son Sohn
(Слова читают по очереди учителя русского, английского и немецкого языка.)
Похожие слова почти одинаково звучат в некоторых других знакомых нам языках. (Учитель рассказывает о родстве индоевропейских языков, опираясь на генеалогическое дерево языков (схема нарисована заранее).)
Статьи по педагогике:
Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...
Понятие и сущность профессиональной культуры
Профессионализм руководителя этнокультурного центра, его профессиональная культура – явление весьма сложное и многогранное, т.к. специалист такого уровня является, прежде всего, творческой и незаурядной личностью. А уровни развития педагогических ценностей в профессиональной культуре творческой лич ...
Анализ методики изучения эмоциональных реакций
дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...