Педагогу нужно уметь:
не мешать ребенку творить;
быть рядом с ним в этом процессе;
принять и понять его;
довериться ребенку в минуты творческого поиска;
самому быть творцом;
бережно относиться к результатам детского творческого труда.
В процессе коррекционно-педагогической работы применяются общепедагогические методы, позволяющие развивать воображение дошкольников, а также их изобразительные умения для последующего успешного материального воплощения разнообразных образов, и специфические методы и приемы, направленные непосредственно на формирование воображения.
Процесс обучения начинают с объяснительно-иллюстративного метода, позволяющего предъявлять детям информацию разными способами (зрительно, слухо-зрительно и др.). Один из приемов данного метода – демонстрация разнообразного наглядного материала. Так, для формирования воссоздающего воображения и структурных компонентов творческого используются иллюстрации, адекватно отображающие предметы реальной действительности, фотографии, разнообразные натуральные объекты и т.д. В целях формирования операциональных компонентов воображения детям демонстрируются наглядный материал, отражающий способы синтеза образов воображения (агглютинацию, акцентирование, типизацию, гиперболизацию и др.).
Репродуктивный метод, состоящий в многократном воспроизведении (репродуцировании) действий, применяется на занятиях по темам «Лесные жители», «Птицы большие и маленькие» и т.д. Метод реализовывается через различные приемы: упражнения, беседы, описания наглядного изображения объекта и др. Как формы организации деятельности детей предусматривается совместная деятельность детей с педагогом и их самостоятельная работа.
Формированию воображения, развитию творческих возможностей и способностей дошкольников, активизации их познавательной деятельности способствует проблемное обучение, в ходе которого используют исследовательский и эвристический методы, проблемное изложение.
Эвристический метод предполагает решение детьми проблемной задачи с помощью педагога (заданный детям вопрос содержит либо частичное решение проблемы, либо этапы ее решения; может быть использована подсказка, как сделать первый шаг и т.д.). Данный метод эффективно применяется на занятии по теме «Новая планета», где важная роль отводится использованию средств наглядности, беседе, разъяснению, упражнениям и т.п.
Проблемное изложение предусматривает создание проблемной ситуации, раскрытие противоречивости, логики ее решения, доступной системы доказательств. Дети должны следить за логикой изложения, контролировать ее, участвуя в процессе решения. На занятии по теме «Новые сказки» в ходе проблемного изложения применяются: беседа, предполагающая выявление того, как придумать современную сказку и ее иллюстрировать, демонстрация различных фантастических и сказочных образов, практический показ действий и др.
Исследовательский метод обучения направлен на самостоятельное решение детьми творческих задач и активизацию проявления у них различных сторон их творческой деятельности. Например, на занятии по теме «Волшебные цветы» дети должны определить, чем отличаются «волшебные цветы» от «обычных», выбрать способ изображения (рисование при помощи альтернативной техники, в частности, используя акварельные краски и кусочек свечи, либо обычным способом), выполнение коллективного панно или индивидуального рисунка.
Статьи по педагогике:
Практическая сущность УМК
Исходя из принципа модульности, УМК должен делиться на модули, то есть модуль – структурная единица УМК. Он служит для выделения границ частей учебного материала. В совокупности эти части составляют упорядоченную структуру, которая способствует последовательному усвоению материала с промежуточным к ...
Функции контроля знаний и умений учащихся
Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта. Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая1. Контрол ...
Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...