Практическая сущность УМК

Исходя из принципа модульности, УМК должен делиться на модули, то есть модуль – структурная единица УМК. Он служит для выделения границ частей учебного материала. В совокупности эти части составляют упорядоченную структуру, которая способствует последовательному усвоению материала с промежуточным контролем знаний. Процесс выделения модулей происходит следующим образом.

Структура учебного курса определяется в результате следующих действий:

1). разделение предметного содержания курса на модули (это — модули теоретического содержания учебного материала);

2). выделение модулей в дополнение к вышеназванным (это — модули дополнительного порядка).

Ниже приводится описание, как это делается.

1. Разделение курса на модули теоретического содержания производится с учетом комплексной цели изучения курса и анализа предметных знаний, проведенного выше (то есть в соответствии с тем, какое место занимает каждый из выделяемых модулей в рамках целого курса — в решении основной проблемы и раскрытии его ведущей идеи). При этом возможны варианты состава модулей и их наименований.

Для выделения модулей и их наименования в качестве варианта можно использовать группировку единиц содержания в концептуальные блоки, как это дано в Образовательном стандарте высшего образования. Это будут модули теоретического содержания учебного материала. Они идут под номерами: М-1, М-2, М-3 и т.д.

2. Вышеописанные модули содержания курса дополняются следующими тремя модулями — модули дополнительного порядка:

· Модуль нулевой (М-0) служит введением в изучение курса (обозначает комплексную цель курса, основную проблему, ведущую идею и представляет структуру курса. Назначение данного модуля — дать ориентировку в курсе, предварить его изучение);

· Модуль-резюме (M-R) дает обобщение курса;

· Модуль контроль (М-К) обеспечивает итоговый, выходной контроль по курсу.

Модули так называемого дополнительного порядка являются обязательными. Благодаря ним учебный курс получает завершенный вид.

Таким образом, структуру учебного курса составляют: модули теоретического содержания + три упомянутых модуля (М-0, M-R, М-К).

Итак, состав курса сформирован из учебных модулей, определена его структура, а дальше предстоит следующий этап работы — построение структуры самих учебных модулей и формирование их содержания.

Построение структуры учебных модулей (выделение учебных элементов)

Построение структуры учебного модуля включает в себя следующие действия:

1. Определение дидактической цели модуля, выявление целостности и расчлененности его содержания. Цель модуля определяется как интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам выпускника применительно к модулю, взятому в целом. В нее входят частные дидактические цели учебных элементов.

2. Анализ содержания модуля производится по той же схеме, что и анализ содержания курса. Только в данном случае в качестве целого по отношению к учебным элементам выступает отдельный модуль. Определяются его основная проблема, ведущая идея, основной понятийный состав Тем самым обеспечивается основание для следующего действия.

3. Выделение учебных элементов (УЭ) в содержании модуля.

Статьи по педагогике:

Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...

Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...

Традиционные методы обучения в школе
К словесным методам изложения принято относить рассказ, беседу, объяснение и школьную лекцию. Поначалу к ним относились весьма недоверчиво, считая их пережитком прошлого. Но начиная с 1930-х гг. ситуация стала коренным образом меняться. На современном этапе развития дидактики словесным методам отво ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru