Рассмотрим каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;
1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;
2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т.д.;
3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.
Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.
Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:
методы формирования интереса к учению;
методы развития долга и ответственности в учении.
Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:
познавательных игр;
учебных дискуссий;
создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.
Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:
убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;
предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;
упражнения и приучения к выполнению требований;
положительного примера;
создания благоприятного общения;
поощрения или порицания и т.д.
К контролю и самоконтролю относят методы:
устного контроля;
письменного контроля;
лабораторно-практического контроля;
программированного и непрограммированного контроля;
Статьи по педагогике:
Понятие «Природопользование»
Прежде чем более детально разбирать сам курс и рекомендации к курсу «Природопользование», а также формы, методы и приёмы, средства обучения, содержание курса и, может быть, средства контроля, необходимо сначала дать определение самому термину «природопользование». Проанализировать, как трактуется э ...
Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...
Правила сокращения слов и словосочетаний
В тексте учебно-научных работ следует избегать сокращений слов, за исключением общепринятых: т.е. (то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие), см. (смотри), ст. (статья), т. (том) и ряд других. Считается, что чем меньше сокращений слов и словосочета ...