Рассмотрим каждую подгруппу подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;
1) словесные методы, в состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;
2) наглядные методы, включающие в себя демонстрации, иллюстрации и т.д.;
3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий и т.д.
Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.
Говоря же о методах стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:
методы формирования интереса к учению;
методы развития долга и ответственности в учении.
Помимо всех перечисленных выше методов обучения, стимулирующих работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и умений и выполняющие функцию развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:
познавательных игр;
учебных дискуссий;
создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.
Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:
убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;
предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;
упражнения и приучения к выполнению требований;
положительного примера;
создания благоприятного общения;
поощрения или порицания и т.д.
К контролю и самоконтролю относят методы:
устного контроля;
письменного контроля;
лабораторно-практического контроля;
программированного и непрограммированного контроля;
Статьи по педагогике:
Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...
Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков
Посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающее «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, ...
Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе
преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...