Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха

Образование и воспитание » Особенности воспитательной работы в специальном учреждении » Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха

Страница 1

Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слуха процесс перевода внешних, объективных требований в область сознания труден и длителен из-за особенностей психического развития. Этим объясняется то, что в школах-интернатах для детей с нарушенным слухом встречаются ситуации несовпадения требований педагога и деятельности учеников.

Диалектика воспитания проявляется в его противоречивости. Движущей силой воспитательного процесса являются внутренние противоречия: между социальными задачами, которые выдвигает перед школьниками педагог, и их возможностями; между внешними влияниями и внутренними устремлениями школьников; между притязаниями учащихся и их реальными возможностями; между потребностями ученика и способами их удовлетворения. Часть перечисленных противоречий относится к противоречивым стремлениям самого школьника, а другая часть – к деятельности педагога. В воспитании детей с недостатками слуха эти противоречия разрешаются в ходе целенаправленного воздействия на поведение, сознание ученика, расширения его опыта, в процессе формирования речи, которая облегчает осмысление предъявляемых требований и содействует критической оценке своих возможностей.

Помимо внутренних противоречий на воспитательный процесс оказывают влияние внешние противоречия – между целенаправленным воспитательным процессом и стихийными влияниями среды, которые не всегда бывают благоприятными, и пр. Эти противоречия не являются ведущими, но они в какой-то мере могут ослабить воспитательное воздействие педагога на учеников. Преодолевая то или иное противоречие, личность развивается, поднимается на новую ступень, приобретает новое качество.

Процесс воспитания детей с недостатками слуха строится на – основе общих закономерностей, характерных для советской педагогики, признающей влияние социальной среды на развитие личности и важность активной позиции самой личности.

Своеобразие психического развития детей с недостатками слуха обусловливает особенности процесса их воспитания.

Одним из условий правильной организации воспитательного процесса в специальной школе является (знание сложной структуры дефекта и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей учащихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве. В этом состоит первая особенность воспитания детей с недостатками слуха.

Второй особенностью воспитания глухих и слабослышащих является опора на потенциальные возможности ребенка, на его здоровые силы, вера в возможности преодоления отставания в развитии. Русские и советские сурдопедагоги отмечали и отмечают жажду деятельности у глухих, их упорство, настойчивость, наблюдательность, умение подражать окружающим. Воспитание правильного отношения к своему дефекту, жизненного оптимизма делает жизнь ребенка радостной, мобилизует волю и жизненную активность. Особая роль при этом принадлежит сурдопедагогу, его такту, уважению к личности ученика, сочетанию требовательности с уважением и вниманием.

Третьей особенностью воспитания детей с недостатками слуха является его практическая направленность, широкое использование разнообразных видов деятельности. Деятельность, исторически обусловленная и социально мотивированная, является основным условием развития личности. В процессе трудовой, игровой, познавательной деятельности глухие и слабослышащие овладевают навыками организации и планирования, учатся входить в широкое общение с окружающими. Деятельность, в которой участвуют школьники, должна быть не только воспитывающей, но и коррекционной.

Четвертой особенностью воспитания детей с недостатками слуха является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, главным образом тех, которые обусловлены нарушением слуха и речевым недоразвитием. Знание причин, вызывающих те или иные особенности поведения или характера ребенка, помогает выбрать средства и методы воспитания каждого.

Таким образом, воспитание глухих и слабослышащих детей опирается не только на общие закономерности, но и на знание особенностей развития этих детей.

Важным для понимания сущности процесса воспитания детей с недостатками слуха является осознание цели воспитания.

В конце 80-х годов в педагогике возникает новое направление, именуемое педагогикой сотрудничества. Оно отражает новые условия жизни общества – демократизацию всех сфер жизни общества.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Принципы педагогических концепций в источниках устного народного творчества
Устное народное творчество как средство нравственного и эстетического воздействия на личность. В государственной образовательной политике республики Узбекистан приобщение обучающихся к национально-культурному наследию народа ставится в ряд первостепенных задач образования. В Национальной программе ...

Анатомо-физиологические особенности детей 6-7 лет
Физиологи А.Н.Кабанов, А.П. Чабовская отмечают, что возраст 6-7 лет называют часто «периодом первого вытяжения». За год ребенок может вырасти на 7-10 см. К 7 годам средняя длина тела мальчиков достигает 118-128 см, девочек – 117-127 см, средняя масса тела мальчиков в этом возрасте колеблется от 22, ...

Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru