Социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА осуществляется одновременно в двух направлениях: с собственно ребёнком и с его окружением (родителями).
Семья, ближайшее окружение ребенка с РДА - главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворения потребностей. В работе с семьей ребенка с РДА могут быть использованы различные технологические модели взаимодействия, т.е., по определению М. А. Галагузовой, алгоритмы работы, характеризующиеся определенной продолжительностью сотрудничества, особенностью диагностического этапа, методов работы, поставленных задач, преобладающих видов помощи.
В работе с семьёй по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА, в зависимости от состояния семьи и уровня тяжести дефекта, оправдано применение следующих технологий:
1. Проблемно-ориентированная модель (краткосрочная) - направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных клиентом. Основная трудность здесь в том, что в большинстве случаев родители ребенка с РДА сосредоточены не на бытовых трудностях, а на нарушениях его психического развития, пытаются справиться с трудностями поведения. Поэтому, справедливо отмечает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, важно помочь родителям осознать эту проблему.
2. Психосоциальный подход (долгосрочный – до 4 месяцев) включает индивидуальную работу с ребёнком, с семьёй, со специалистами, с различными системами, влияющими на жизнь ребёнка.
3. Патронаж (долгосрочная технология) используется в тяжелых случаях и включает оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи.
Долгосрочные технологии позволяют глубже исследовать семейную систему, наблюдать ее динамику и влиять на нее.
Во всех случаях ставится задача формирования в семье рациональной позиции: последовательного выполнения всех инструкций, советов врачей, педагогов, психологов, других специалистов.
Существует несколько методик, обучающих ребёнка азам самообслуживания, санитарно-гигиеническим навыкам. При правильном применении, любая из нижеописанных методик даёт свои положительные результаты. Специалисту, работающему с аутичными детьми, необходимо ознакомиться с ними. Они накоплены как в поведенческой терапии, так и в отечественной дефектологии.
В зарубежных странах наиболее известна программа коррекционной работы «Хайскоуп» («Мягкий старт»), основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно, обучение ребёнка только безынициативному повторению определённых инструкций бессмысленно. «Хайскоуп» предлагает предоставлять возможность самостоятельного выбора и организуя мир вокруг них таким образом, чтобы они не были абсолютно зависимы от родителей и учителей. Согласно методике, для успешного развития необходимо: предлагать детям множество материалов для игры и экспериментирования, используя бытовые предметы, предоставлять им свободный выбор занятий. Т.е. ребёнка учат только тому, что его заинтересовало в ходе эмоционального контакта со взрослым. Например, увидев, что ребёнок заинтересован пусканием мыльных пузырей, ему показывают, что мылом можно намылить руки.
Эта программа должна реализовываться домочадцами под руководством педагога, а не только на спец занятиях в развивающем центре. До начала занятий у ребёнка должны быть уже сложены определённые рабочие навыки, ребёнок должен быть контактным и стремиться к коммуникации. Далее взрослый начинает постоянно своим примером показывать, что и как надо делать. При этом взрослый короткими повторяющимися фразами комментирует.
Обучающая программа по методике Хайскуоп не встречает в нашей стране большой поддержки, так как требует полной самоотдачи мамы и последовательных действий изо дня в день.
Немного меньших усилий требует программа «Поведенческая терапия». Эта методика все равно требует большой отдачи от родителей ребёнка и многочасовых ежедневных занятий, но согласно этой методике, пишет Т. Питерс, мы не ждём, когда ребёнок пойдёт добровольно на контакт. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью, вплоть до жёстких мер. В рамках обучающей программы по этой методике ребёнок - всегда ведомый, его свобода и инициативность ограничены выбором педагога. При всей строгости обучающей программы, только она подходит для тяжёлых форм аутизма. Здесь не ждут, когда ребёнок захочет чему-то научиться – можно и даже нужно насильно показать, как делается то или иное действие, его рукой показывают движения и закрепляют движения до тех пор, пока ребёнок самостоятельно не сможет выполнить навык. При этом закреплённым навык считается только тогда, когда ребёнок сможет выполнять это действие без ошибок в не менее чем 80% ситуаций.
Статьи по педагогике:
Средства обучения в ДО
В ДО средства обучения реализуются через новые информационные технологии. Традиционные учебники, учебно-практические пособия, рабочие тетради и др. широко используются в системах ДО. В зарубежных системах ДО, где технический уровень оснащения образовательного процесса высок, доля печатных изданий ...
Характеристика педагогической профессии
Учитель — творец, созидатель личности человека. Он формирует характер школьника, его мировоззрение. Учитель — это тот человек, который в значительной мере может определить судьбу своего воспитанника. Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его харак ...
Использование словаря в работе над лексическими синонимами
«Изучение лексических синонимов предполагает как усвоение определенного круга знаний о них, так и вооружение школьников умениями и навыками сознательного и уместного употребления синонимических слов в различных условиях речевого общения в зависимости от целей коммуникации. Особое место в формирован ...