Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА

Образование и воспитание » Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом » Особенности социально-педагогической работы по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА

Страница 2

В поведенческой терапии должно следовать нормам развития обычных детей, стремясь довести ребёнка до этого уровня, а не следовать пожеланиям родителей, поэтому воспитание требует их полного доверия педагогу. Обучая, необходимо предусмотреть организацию оптимальной обучающей среды. Если ребёнок получил какие-то знания на занятии с педагогом, то дома эти знания должны в занятиях довестись до автоматизма. По методике сначала учат ребёнка выполнять отдельные действия, а по мере наращивания процедур, которые может свободно выполнить ребёнок, отдельные действия связываются в полную картину. Сложить все разрозненные действия, которые умеет выполнять ребёнок, в единый план помогает визуальная поддержка формирования стереотипа действия - «пооперационные карты», например, из фотографий или рисунков последовательности умывания.

М.Ю. Веденина обращает внимание, что методика, хотя и даёт невероятно высокие результаты даже в случаях с тяжёлыми детьми, требует от родителей крепких нервов, так как по ходу занятий придётся переступать через негативизм и истерики ребёнка.

Основное отличие поведенческой терапии от «Хайскуоп» в том, что в ней указано на необходимость избегать формирования привязанности между педагогом и ребенком, чтобы уменьшить возможную зависимость.

Отечественный подход к формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА опирается на необходимость эмоционального контакта в тесной связи с твёрдым обучением. Переживая неприятную для себя ситуацию вместе с близким человеком, заражаясь от него уверенностью и спокойствием, ребенок может легче справиться со своей тревогой. Для этого необходим опыт тесного эмоционального контакта. Путь к самостоятельности неизбежно связан с длительным периодом совместной деятельности, в которой формируются интересы аутичного ребенка и способность контролировать себя и преодолевать препятствия.

Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. отмечают, что развитие навыков гигиены и бытового поведения представляет для аутичного ребенка особую проблему. Сложность его обучения навыкам связана с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами.

Иногда аутичный ребенок при случайных обстоятельствах может научиться довольно сложному действию самостоятельно, но крайне редко это получается у него через подражание другому человеку. Однако и в этом случае овладение навыком бывает сцеплено с конкретной ситуацией, и крайне затруднен его перенос в другую ситуацию. Часто ребенку мешают также нарушения тонкой моторики, мышечного тонуса, общая моторная неловкость. В связи с нарушениями социального поведения крайне трудно организовать саму ситуацию обучения. Аутичный ребенок может не выполнять инструкции, игнорируя их, убегая от взрослого или делая все наоборот.

В то же время, если в норме дети часто овладевают многими умениями, подражая взрослым, действуя путем проб и ошибок, то аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций. Неуспех может вызвать стойкий протест такого ребенка против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому крайне важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку постепенное предоставление самостоятельности, чтобы него возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.

Необходимо также отметить, что отказ что-то сделать часто связаны со страхами. Ребенок может бояться ходить в туалет из-за шума спускаемой из бачка воды, заходить в ванную из-за звуков в трубах, мыться, если вода однажды попала ему в глаза. Негативизм может быть преодолен, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка; терпеливо ободряют его, подчеркивая, какой он уже большой и сильный; дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации. Можно объяснить, почему шумит вода, рассказать, как она идет к нам из реки и убегает в море, дать поэкспериментировать с краном. Можно научить ребенка пользоваться гибким шлангом, самому регулировать поток воды при мытье, помыть голову кукле. Ребенку можно помочь в преодолении страха, если дать ему возможность почувствовать себя хозяином ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Педагогические возможности семьи
Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. В ра ...

История развития педагогической антропологии
Педагогическая антропология как определенная научная область стала формироваться в XIX в., что оказалось возможным благодаря обширному наследию философии, которая практически с Античности разрабатывала вопросы сущности человека и его воспитания. Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ ...

Выявление сформированности представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни. Задачи: 1. Подобрать и описать методики по изучению формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни. 2. Изучить представления о множестве у детей четвертого года жизни. 3. Сравнить, проанали ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru