Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Использование игр и игровых упражнений при формировании у детей представлений о множестве » Методика формирование представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста

Страница 1

Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А.М. Леушина и включила в свою работу Л.С. Метлина.

Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организованно первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Основная задача в данной группе состоит в том, чтобы познакомить детей с множеством, показать, что всякое множество состоит из отдельностей, научить видеть каждый элемент внутри множества, чем бы это множество ни было выражено (предметами, звуками и др.)

Содержание знаний о множестве включает:

- понимание того, что несколько предметов, игрушек, находящихся рядом, обозначаются словом много, одиночные предметы – словом один;

- понимание вопроса сколько?, выражение столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше;

- умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;

- знания о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуются равенства или неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).

Математическое развитие детей четвертого года жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.

Занятия по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер.

Основными методическими приемами формирования представлений о множестве служат дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами). Широко используются различные карточки.

Работу с малышами начинают со знаний на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (Отбери все синие кубики и т. п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).

Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей).

В организации обучения детей можно выделить три ступени:

- приучать их смотреть за действиями взрослых с предметами, слушать, как словом характеризуются эти действия;

- учить их действовать и сопровождать действия словами;

- побуждать их повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.

Важно, чтобы новые знания всегда опирались на ранее приобретенные, а полученные знания дети умели применять в других видах деятельности, т. е. в разных условиях.

На одном из первых занятий дети узнают, что всякая совокупность составляется из отдельных предметов и что одна может быть раздроблена на несколько предметов. В связи с этим дети знакомятся с выражениями много, один, по одному, ни одного.

Вот как примерно проходит это занятие. Воспитательница вносит поднос, на котором расположены кубики двух цветов в количестве, равном числу детей. Кубики раздаются детям по одному. Воспитательница спрашивает у каждого, сколько у него кубиков. Обобщая ответы детей, подчеркивает, что у всех по одному кубику, а на подносе нет ни одного. Затем каждый кладет на поднос только один кубик, и множество растет на глазах у детей. Воспитательница обращает внимание детей на то, что на подносе теперь много кубиков, а у детей ни одного. Далее дети вновь получают по одному кубику. Воспитательница показывает две полки, нет ни одного кубика, и предлагает детям на одну полку поставить все красные кубики, на другую – все синие.

На смену кубикам появляются утки (серые селезни и белые утки) в соответствии с количеством детей, с ними проводится такое же упражнение.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Формирование представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: Разработать серию игр и игровых упражнений по формированию представлений о множестве у детей четвертого года жизни, апробировать их на практике. Задачи: 1. Подобрать и разработать серию игр и игровых упражнений по формированию у детей четвертого года жизни представлений о множестве 2. Апробир ...

Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...

Из опыта работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции
Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции. В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетентности и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуник ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru